5. Жертвы Богу 1. Были ли они нужны БОГУ? Прочитав заголовок, кто-то удивится: «Как это не нужны? Да вся Библия от начала до...!» Но... От самого ли начала? Перечитаем Бытие, Исход Бог довольно долгое время не проявлял «инициативы» в вопросах принесения Ему жертв. Об отношении Бога к жертвам свидетельствуют такие факты: 1) Сотворив первых людей, Создатель дал им ряд заповедей; о жертвах заповеди не было. Иногда пишут, что Бог, изготовив Адаму одежды кожаные, умертвил животных и, тем самым, принёс жертву. На наш взгляд, это просто недоразумение. Во-первых, слова жертва там нет. Но допустим. Что же получается? Жертву принес Бог (?!) за прегрешение Адама (?!)... Кому же Бог принес эту жертву? Похоже, всё проще тогда Бог дал урок, как выжить вне Рая как обеспечить себя и одеждой, и пищей. Авель этот урок поставил в образ своей жизни стал скотоводом. 2) Далее. Первыми про жертву Богу подумали Каин и Авель, а не Бог! Поскольку они это сделали одновременно, можно предположить следующее. Братья знали от родителей, что те прогневили своего Создателя, и когда стали сами вести хозяйство, посовещавшись, решили попытаться примириться с Богом. Не райская у них была жизнь, нередко жили впроголодь, и потому для них было самым естественным принести Ему в дар нечто съестное. А что же Бог? До этого Он был опечален тем, что сотворённые Им люди оказались непослушными, и был обрадован признаками проявления внимания к Нему их детей. Разумеется, Ему «лично» не нужны ни мясо первородных баранов, ни плоды от растений. Не это было нужно Ему. «Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои...» (Пс.49:14). Но принесённые людьми жертвы свидетельствовали об их стремлении идти к Творцу, и Он проявил живую заинтересованность к их дарам. А вот инициатива принесения жертв всё-таки принадлежала НЕ Богу. 3) В своём выговоре Каину за убийство брата Господь сурово обличал убийцу, проклял его, а вот принести жертву за грех не заповедал. 4) Через много лет принёс жертву Ной и Бог опять-таки просто принял жертву, не сказав ничего ни за, ни против... 5) Многократно слова с корнем «жертв» встречаются при описании жизни Авраама праведного язычника. Авраам, благоговевший перед Богом, ставил жертвенники Ему чуть ли не на каждом месте стоянки своего шатра. И опять инициатива принадлежала не Богу, а человеку, живущему по канонам язычника. 6) И даже потом, когда принесение жертв стало обыденным, Бог, давая Моисею Десятисловье, о жертвах не упомянул. Вот мнение Бога: «Отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве» (Иер.7:22). 7) А впервые Бог заговорил о жертве лишь в эпизоде с Авраамом. Этот патриарх в то время по своему воспитанию был фактически язычником от своих соплеменников его отличала только глубокая вера в Творца, Всемогущего Бога, но, судя по всему, он верил в необходимость соблюдения их ритуалов. И Бог с ним общался на языке его родных пристрастий: испытывая верность Авраама, Бог предложил ему принести в жертву своего сына. И лишь когда Авраам делом проявил свою веру, Бог показал, что Ему вовсе не нужна языческая «супержертва», Он её заменил менее одиозным ритуалом. Иногда утверждают, что Бог, предписывая в Египте верным Ему иудеям пометить косяки дверей кровью, предлагал тем самым приносить Ему в жертву животных. Кратко отметим: эта мысль небиблейская. По-видимому, всё проще и понятнее чтобы отделить верных Ему от непослушных, Господь и дал такое поручение. Осуществлялось своеобразное «голосование» за послушание, или нет. Ну, а кровь это для того, чтобы было понятно вчерашним язычникам. Таким образом, уместен следующий вывод: Живя без общения со Всевышним, потомки Адама и Евы через некоторое время стали поклоняться придуманным ими богам. Чтобы заполучить удачу в делах, они стали своих божков задабривать не только молитвами, но и материальными подношениями, в том числе, и кровавыми жертвами. Когда же Бог узрел Авраама, возобновил общение с людьми, и они стали внимать Его зову, то они и Ему, как и языческим богам, стали приносить жертвы. Сам Бог в этом вопросе в течение длительного времени не проявлял «инициативы», Он лишь принимал эти приношения как признаки их стремления иметь с Ним общение. Так что «приоритет» идеи приносить Богу материальные приношения, а тем более, кровавые жертвы, принадлежал людям, а не Богу. ...Читатель, возможно, начнёт досадовать: «И зачем это мне? Не нужны были Богу кровавые жертвы и ладно, а я и не приношу». Нет, этот тезис проник в христианское богословие и исповедуется чуть ли ни ежедневно в самой крайней форме! Но пойдём по порядку. 2. Но ведь Бог потом назидал их приносить! Почему? Да, хотя в течение долгого времени Бог лишь принимал принесённые людьми жертвы, но Сам приносить Себе дары не заповедовал, но вот, спустя столетия, всё изменилось. Вдруг излился нескончаемый поток инструкций, трактующих порядок предоставления различных жертв. Скажем, книги Чисел и Левит буквально фонтанируют назиданиями о том, по какому случаю приносить ту или иную жертву. Чем объяснить такой резкий всплеск? Мы видим два варианта ответа. Во-первых, возможно, Сам Бог пришёл к выводу, что иначе нельзя с этим народом, у которого языческие привычки настолько сильны. Ведь зарождающаяся нация в Египте исповедовала многобожие (Нав.24:14). Чтобы отучить людей от поклонения идолам, нельзя было резким требованием отрывать их от корней прошлого. Материальные жертвоприношения требовались этим вчерашним язычникам, которые не могли и представить себе Бога, Который не нуждается в дарах. Господь это принял во внимание. Как мудрый учитель, Творец не разрушал «до основания, а затем...». Для начала Он придал старой идее новое содержание. Люди приносили плоды своего труда уже не в угоду мёртвым идолам, а Носителю Добра и Любви нашему Господу. Отношение Бога к жертвоприношениям, по-нашему, хорошо выражается словами апостола (Рим.14:6): «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога». Еврей исповедовал свой грех для Бога исповедовал. Но вероятно также и другое: просто заработал зародившийся клан священства, живущий за счёт подношений. До этого они жили на случайные дары так, может, решили упорядочить поступление средств на жизнь? В пользу этого предположения свидетельствует, например, такой стих (Исх.29:39): «...Одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером». Не правда ли, это для того, чтобы у жрецов была свежая еда и вечером? Или Лев.2:13: «... не оставляй жертвы твоей без соли...». Левитам кушать-то надо бы с солью... Нет, мы так не понимаем, что единственная роль тех жертвоприношений заключалась лишь в том, чтобы накормить левитов. Еврей выбирал лучшего агнца, без порока для исполнения Божьей заповеди выбирал. Нёс его в Божий храм потому, что так заповедано. Всё это воспитывало в евреях богопочитание. Подтверждение этому находим во Второзаконии (14:23): «...[приноси] десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни». И в книге Малахии (2:1,4-5) Господь устами пророка говорит: заповеди о жертве были даны, чтобы люди воздавали славу имени Господа, чтобы боялись Господа и благоговели перед именем Его. А представление о возложении грехов на козлов это было время младенчества нации. Просто Бог не спорил с людьми, когда те приносили жертвы для прощения грехов, хотя лично Ему принесённый кусок мяса в виде агнца, конечно же, не нужен. Но богопочитание можно воспитывать и другими способами; очевидно, именно этим объясняется целый ряд проявлений Божьего недовольства жертвоприношениями. В Торе в вопросе о жертвах можно различить два различных голоса. Один вроде бы от имени Бога мощный поток предписаний, который с мелкой дотошностью регламентировал, что и когда надо нести в храм. А другой голос тоже от Его имени высказывал Своё резко отрицательное мнение по поводу жертв, которые не сопровождаются главным для Него любовью, смирением... Вот некоторые из этих высказываний. • «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». • «Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев?» • «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов». • «Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению». • «Начало доброго пути делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы». • «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои». А вот как эту мысль выражал псалмопевец: • «Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны». • «Жертвы Ты не желаешь, я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь». Впрочем, в TAНАХЕ есть яркий эпизод, когда Бог Сущий положительно отреагировал именно на кровавую жертву. Это когда Илия организовал соревнование с пророками Ваала (3Цар.18:21-40). Что ж, тогда речь шла о всенародной демонстрации Божьего могущества. Эта демонстрация велась на языке, близком тогдашним евреям на языке кровавых жертв. И Бог не устранился от проблем Божьего человека, Он сыграл в предложенную игру. Таким образом, в Торе чётко говорится, что хотя не Бог был инициатором дачи Ему материальных жертв, Он их принимал потому, что сам ритуал способствовал взращиванию у евреев смирения. Возникает естественный вопрос: если все эти жертвоприношения баранов и птиц Богу были не нужны, так может, Богу вообще не нужны никакие жертвы? 3. Какие же жертвы наиболее желательны Богу? Пусть жертва сопровождается почтением, смирением и всем тем, что Бог ожидает от человека. Какую же тогда жертву Бог будет рад принять больше всего? Сторонники необходимости подношений Богу иногда утверждают, что эпизод с Авелем и Каином назидает, что Богу желательна жертва животная. А так ли это? В книгах часто пишут, что Господь не принял жертву от Каина только потому, что она была растительная. Но прочитаем Лев.2,1-2. «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет: это жертва, благоухание, приятное Господу». Значит, Бог одинаково принимал дары, как того, так и иного происхождения! Ещё есть языческие обычаи принесения своим богам в жертву людей, но наш Бог такое запретил (Втор.12:31). <Библия учит: Богу надо преподносить духовные дары повиновение, любовь, преданность. Хорошо сказал Давид: «Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны» (Пс.15:2). В ТАНАХЕ неоднократно говорится, что всесожжения Ему неприятны, если при этом нет настоящего благочестия. Фактически верующие приносят в Божий храм два дара материальные для того, чтобы церковь могла нормально нести людям слово о Боге, и духовные смирение и славословие Богу. Но материальные приношения должны непременно сопровождаться приношением духовным. Кстати, от Адама и Евы Бог требовал лишь одну жертву послушание, смирение перед Его волей. Нет, не растительное происхождение жертвы Каина было причиной того, что Бог её отверг, а то, что Господь видел, что у Каина дары были умащены негативными чувствами. (См. Приложение 1: «Про Каина и Авеля»). Коротко о «качестве» жертвуемых продуктов. Богу, возможно, нет особой разницы, что собой представляют приношения, Его, очевидно, интересует состояние сердца человека в момент принесения этой жертвы. И когда Библия многократно говорит, что кровавые жертвы должны быть из первородков, без порока, фактически она говорит о том же: не формально ли, от чистого ли сердца приносится дар? Не по принципу ли, «На Тебе, Боже, то, что мне не гоже»? А когда дары Богу приносятся в результате чистосердечного раскаяния от содеянного греха, они действительно лучшие из того, что имеет человек. Принесение жертв нужно было людям, а не Богу. Но так или иначе, в конце концов, кровавый ритуал стал частью культуры еврейского народа. Да, не материальных даров, тем более, кровавых ждал Господь от людей. Но Он ждал и ждёт от Своих чад любви. Любви к Богу, к ближним. Проявлять такую любовь можно только одним способом: дарить, отрывать от себя. Человек существо и духовное, и физическое, потому трудно или практически невозможно принести жертву духовную, не принеся при этом нечто видимое, осязаемое: материальные ценности, время, заботу. Чтобы по Божьи любить, надо постоянно жертвовать возможностью насытить излишние потребности плоти, (Иак.2:15-16): «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?» Это и есть те жертвы, которые Господь от нас ждал со времён Адама. Он ждёт их и сегодня. Вот как написано об этом (Евр.13:15-16): «будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву, то есть, плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу». Между прочим, неверующие критически относятся к славословию в адрес Бога, а ведь самому Богу оно также не нужно! Оно нужно нам, ибо таким способом мы приземляем нашу гордыню, приучаем сердце к осознанию, что всё материальное в нашей жизни (которое мы всё-таки порой ценим очень высоко) надо оттеснять на второй план. 4. Вместо выводов приведём гневную отповедь Бога, записанную пророком Исаией (1:11-16). «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло». Итак, Богу нужно смиренное поведение, а не материальные жертвы. А вот как резюмировал эту истину книжник, получивший ответ от Иисуса (Мк.12:32-34): «Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог, и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв». Нет, Бог ожидал от людей не материальных жертв, а, тем более, не кровавых. А сейчас перенесёмся во времена Нового завета. Читать дальше: 6. Забирал ли Иисус грех? >> |