Иисус, придя вторично, найдет ли веру?

16. Слово к тем, кому Бог дал дар учить других.

В предыдущей статье показано, что мысль «нет праведного ни одного» проявляется и в познании Библии. Подтверждением служит очевидный факт: Библия одна, но из неё тысячи больших и малых церквей делают разные выводы. Но раз есть различия, плюс утверждения «только мы истинные», значит, кто-то в своей непримиримости не прав, но своих ошибок сам увидеть не может – Христос говорил, что нам легче увидеть сучок у иного, чем бревно у себя.

По-видимому, беда не в том, что в разных церквях мыслят по-разному. Беда в том, что это разное утверждают как единственно истинное. Конечно, все знают и слова Иисуса, и апостола Павла о дефектности нашего видения в веке нынешнем. Но как трудно применить их к себе, когда так ясно видно, что «прав именно я»! К сожалению, большинство в известных нам церквях непоколебимо верит своим ощущениям, и – взращивает грехи неверия упомянутым словам Иисуса и Павла, превозношения себя и осуждения инакомыслящих.

Важно отметить: для соблюдения этого назидания от человека не требуется изнурительной борьбы со своей плотью. Нужно лишь одно: глубокое смирение перед Библией, перед назиданиями Иисуса и Павла.

Вроде бы, всё просто:

1) все-все хотя бы в чём-то заблуждаются и своих заблуждений не видят,

2) мы не лучше всех.

Значит – и мы в чём-то заблуждаемся, и (как и все) своих заблуждений не видим. Не так ли?

Но – так приятно ощущать себя и друзей единственными праведниками!..

Спаситель сказал, что в конце времён окажется МАЛО верующих в Него. А в предыдущих главах этой книги мы привели примеры ещё и другого неверия: неверие учению Христа. Так кого же Он возьмёт к Себе в вечность, если большинство тех, кто величает Иисуса, в чём-то Ему не верят? А ведь стих Откр.7:9 звучит так оптимистично! Перед Божьим престолом в белых одеждах будут стоять праведники – «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков». Как же так? Иисус вряд ли найдёт веру на земле, тем не менее, праведников будет очень и очень много?!

И тогда мы обратили внимание на Марк.4:11: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах». И вопрос стал проясняться. Да, многие, не отдавая себе отчёта, не верят тому, чему назидал Иисус и апостолы. Да, Иисус, придя вторично, действительно, найдёт лишь немного тех, кто верует так, как учил именно Он. Но некоторым людям Бог, по-видимому, не будет ставить это в вину. Кому же?

Обратим внимание на то, что в Библии верующие разделяются на несколько категорий:

1Петр.5:1-2, Иер.23:2: «пастыри» и «овцы», «стадо».

1Иоан.2:13: ещё три категории: «отроки», «юноши», «отцы».

Евр.5:12-14: «младенцы» (для которых молоко) и «совершенные» (для которых твердая пища).

1Кор.3:1-4: «духовные» и «плотские» (речь о верующих, христианах).

Кому же пеняет Бог? Очевидно, не младенцам и не овцам. Кого-то из овец пастыри уводят не туда. Но кто-то, будучи даже малограмотен, будет жить в простоте, хранить себя от греха, доверять своему учителю. Ему дано малое, ему не дано знать тайны Царствия Божия – будет ли с него спрашивать Бог за «качество» знаний Писания? Именно к ним обращены слова апостола (1Пет.2:2): «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение». «Пребывай в том, чему научен» (2Тим.3:14) – это тем, кто имеет от Бога скромные дары, и только то, что для них «связывают» служители (Мф.18:18). По-видимому, с этих людей Бог будет спрашивать за то, как они стремились исполнять Его заповеди в изложении их пастырей – православных, католических, различных протестантских.

А как со спасением священнослужителей? Практически они впадают в «бытовые грехи» меньше, чем рядовые прихожане, но много служат Богу и изучают Божье слово в гораздо большей степени. Это у многих порождает уверенность: «Ну, уж я-то, несомненно, спасён!» Нам не встретились церкви, в которых по-разному оценивали критерии спасения малограмотной старушки и того, кому Господь дал возможность получить хорошее образование. А ведь Иисус сказал (Лк.12:48): «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». А это значит, что Господь у служителей может спросить о чем-то другом. Быть может, как раз о том – чему они учили тех, кого пасли?

В разных церквях проповедники один и тот же вопрос освещают по-разному – значит, кто-то учит ложному? Значит, в величественное здание науки о Христе кем-то заложены камни антихристианской сути. Например, на протяжении всей земной жизни и текстов Откровения Христос неизменно выражал одну мысль: Отец более всех, Он является Богом и Иисусу. А ещё Спаситель показал Тайнозрителю (Откр.22:1,3): в конце времён на вершине Божьей славы будет находиться престол – Бога и Агнца. Не престол Единого Бога, и не престол Троицы, но – Бога и Агнца. Служители же многих церквей учат не тому, чему учил Христос.

Словом, может, сами служители – настоящие подвижники веры, но ведь они имеют дары познавать тайны Царствия Божьего (Мф.13:11)! Имея возможность разобраться и отличить учение Христа от учений человеческих, они беззаботно учат тому, чему сами научились от людей. Возможно, имеет место великий парадокс: слушатель, который исполняет всё то, чему его учили, будет спасён, а вот сам учитель – может, и нет; даже если он сам ревностно следует проповедуемому им ученью. Учителю больше дано, с него Бог спросит больше. Не задаст ли Спаситель кому-то жёсткий вопрос: «Ты веровал в Меня, но почему не верил Мне? И почему этому учил овец? Как сказано в Законе, их кровь взыщу с тебя». Собственно, об этом сообщает Библия: «Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их» (Иез.34:10). Еще Иер.50:6, Ис.56:11.

Как и у других, у нас, пишущих эти строки, часто появляется ощущение, что в том или ином вопросе именно наше понимание не содержит каких-либо изъянов. Но мы, в отличие от других, этому нашему ощущению НЕ верим, а верим Библии. Мы просто верим, что кое-что неспособны понять адекватно, и допускаем, что, может, скоро кто-то ткнёт нас в нашу ошибку, просмотр, незнание чего-то – противопоставит убедительные аргументы. И мы изменим своё понимание.

Когда мы искренно поверили, что и мы больны той же «болезнью», то стали просить Бога помочь обнаруживать наши ошибки. И Он стал нам помогать, и мы на себе испытали благость отказа от уверенности, что у нас нет заблуждений. С тех пор Бог периодически открывает наши глаза на какую-нибудь из ошибок. Повторимся: мы всегда готовы изменить свои взгляды, если нам противопоставят доказательства, основанные на Библии. Более того: мы испытываем удовлетворение, когда кто-то убеждает нас отказаться от каких-то убеждений. Ведь сбросив несколько «чешуек», а то и солидный клок «старой шкуры», мы ещё на шажок приближаемся к Богу.

Итак, выходит, это из-за тех – кому не в притчах явлено, но кому Бог дает знать тайны Царства Небесного – многие христиане веруют не тому, чему учил Иисус. Как ни печально, но обычно служители, в круговерти больших и малых дел, даже не задумываются: туда ли они ведут овец? «Нас так научили, и мы тому учим». Проверить же – недосуг. Может, надо бы спросить себя: «А не относится ли и ко мне опасение Христа, что, придя вторично, Он не найдёт во мне веры Ему?» Предлагаем в качестве первого шага лично – (попросите у Бога помощи!) – поискать, что говорил Христос, равен ли Он Отцу? И верите ли Вы Иисусу? Может, Вы исключите себя из числа тех, кто НЕ верит Ему в таком важнейшем вопросе.

Все служители разных церквей, с которыми мы беседовали, были уверены, что их церковь учит только Истине. И приводили подтверждение цитатами. А надо бы преисполниться смирением перед волей Божией. Ведь в веке нынешнем у всех нас дефектное зрение (1Кор.13:12, 1Кор.8:2)... Как Бог оценит некритическое отношение служителей к тому, чему они учат?

Христианство принимало свои основные положения в три этапа. Основы заложил Сам Христос, что-то затем привнесли апостолы, а как много человеческого добавили в библейское учение отцы церкви! Да-да! – после легализации христианства отцы церкви добавили в него кое-что важное, чего нет в Библии, и что находится в явном противоречии с Учением Христа, и перешло в учение протестантов. Когда-то несогласных с исповедуемым догматом сжигали или усекали мечом. Но искренно верующие Христу на это шли. Сегодняшние же служители церквей стараются не видеть, что вероучение в чём-то противоречит учению Христа. Как посмотрит Господь на то, что они учат малых сих кое в чём не верить Иисусу? Надо, надо внимательно вчитываться в то, что внесено дополнительно к учению Христа – не в пику ли Ему?

В заключение цитата. Епископ Игнатий писал: «Все мы пребываем в заблуждении. Сознание этого – величайшая защита от заблуждения». Это факт, и основан он на Библии; перед ним надо бы смиряться.

Вместо выводов

Вчитываясь в контекст Лк.18:8, можно прийти к выводу, что Иисус имел в виду следующее: в конце времён произойдёт падение веры в Него, Иисуса. А сопоставление вероучений разных церквей приводит к выводу о наличии и другого неверия: большинство христиан, которые исповедают Христа, не верят Ему, не верят кое в чём существенном. Сегодняшняя жизнь показывает, что христианские церкви будут, и будут процветать. А вот учат они, и будут учить кое-чему не тому, чему учил Христос. Оборотятся ли они от человеческих догм к Библии, к Иисусу?

Конечно же, мы не знаем, будет ли Иисус обращать внимание на перечисленные в этой книжке примеры неверия, или Он обвинит верующих в Него в чём-то ином. Да мы и не хотим Вас убедить в истинности наших соображений; своими размышлениями мы хотели еще раз обратить внимание на то, что легковесный подход к спасению опасен. Настрой шапкозакидательства, который наблюдается в некоторых церквях, чреват непоправимыми последствиями. Надо бы исходить из того, что и в нашем глазу есть брёвна.

Заключение

А в заключение – о том, о чём пока в этой книге не говорилось – о вселенских разногласиях в христианском мире. В настоящее время собрание христианских церквей напоминает, по выражению Александра Меня, свору грызущихся собак.

Конечно же, эта ситуация очень беспокоит тех, кто искренно любит Христа, и различные соображения по объединению обсуждались несчётное количество раз. Экуменизм пытается делать кое-что конкретно – из разных вероучений выбросить то, что их различает, и оставить лишь общее. Но это направление, очевидно, проблему не решит. По Божьему промыслу, мы очень разные. В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань.

Мы же хотим отметить, может, главную причину разделения. Часто, очень часто слышатся громкие призывы к объединению, но – на основе... «нашего вероучения, так как оно единственно истинное». Вот в таком подходе, видимо, и сокрыта «соль» проблемы.

В этой книге приведены многочисленные примеры заблуждений, неувязок с Библией и логикой, которые допускают в своих учениях различные церкви. Как мы пытались показать, претензии на то, что «моя церковь учит незапятнанной истине», не только призрачны, но и влекут к нарушению ряда библейских заповедей. В этом случае люди демонстрируют неверие Библии в том, что все мы несовершенны и в познании Писаний. И, пусть неосознанно, возвышает себя и свою церковь.

А ведь христианское поле таким было не всегда. На заре христианства его приверженцы исповедывали простой и чёткий завет Иисуса: «да уверует мир, что Ты послал Меня». Они верили в Иегову и, в отличие от иудеев, ещё и в то, что Иисус – долгожданный Мессия – и всё! И при зарождении протестантизма каждый христианин имел право на своё прочтение Библии. Они вместе решали хозяйственные вопросы по созданию условий для работы церкви, вместе славили Бога, а после прославления очередные докладчики рассказывали о своём понимании библейских текстов. Каждый слушатель что-то отвергал, с чем-то соглашался, а в целом, все духовно обогащались.

А потом наступило смутное время – отдельные авторитетные служители забыли о том, что все люди несовершенны и в вопросах познания, забыли о том, что у всех (у всех!) видение лишь как через тусклое стекло. Разглядев сучок в предыдущем вероучении, лидеры заявляли претензии на то, что их осмысление какого-то места в Библии является истиной. И не видели, что сами взращивали брёвна. Следом появлялись и согласные, и несогласные, и отпочковывались всё новые, «самые истинные» церкви.

Так может, проблема не в том, что у нас разное прочтение Библии? – это предопределено Богом! Очевидно, причина в том, что мы своё – гадательное! – прочтение выдаём за истинное! И с пеной у рта пытаемся это доказывать – доказывать, обличая и осуждая... Может, надо бы искренно поверить Библии в том, что мы несовершенны и в способности отличить истинное от ошибочного? И – может, не надо мечтать взгляды всех людей «причесать под один пробор»?

Можно представить, что каждый человек, исповедуя Христа своим Спасителем, как и сегодня, выбирает себе общину в соответствии со своими склонностями. Он может молиться Ему перед иконой – или с закрытыми глазами. Может молиться иными языками – или считать это для себя недопустимым. Он может Богу посвящать субботний день – а может и иной, и так далее. Но, памятуя о ненадёжности наших познаний, он не будет ожесточённо спорить, и «отправлять в ад» тех, кто Библию воспринимает не так, как он. Он может рассуждать примерно так. «Учение моей общины представляется мне убедительным, мне в ней уютно, но я не буду даже думать о том, что другие церкви хуже моей. Просто их учения мне не видятся истинными, и для меня не подходят».

При таком понимании христианство будет представлять собор разных, но дружественных церквей. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Иоан.13:35.

Примерно такое понимание проблемы единения христиан предлагалось неоднократно, но многие пугаются такой «не принципиальности». «Как можно общаться с такой церковью, в которой имеются заблуждения?» Но ведь вся наша жизнь наполнена такими «компромиссами»! Мы любим супруга и детей, хотя и находим в них недостатки. С уважением относимся к друзьям, хотя и знаем об их слабинках. Мы вкушаем пищу, хотя и знаем, что в ней есть и то, что не идёт нам на пользу, и т.д. Надо, надо верить Библии в том, что и мы не совершенны, и нам запрещено осуждать даже врагов. И многое станет проще и яснее.

А как быть тому, кто, поверив Библии и испросив помощи у Бога, рассмотрел заблуждения в своей церкви? Пытаться открыть глаза руководству? – Вряд ли поймут. Убеждать рядовых? – Но это бунт. Уходить в другую церковь? – Но ведь и там свои заблуждения.

Подобные вопросы каждый решает сам; мы из этого не делаем проблемы. Мы принимаем участие в решении хозяйственных вопросов, вместе со всеми славим Бога, слушаем проповеди – с чем-то соглашаемся, с чем-то нет. А вот бунт допускать нельзя – Библия назидает: надо чтить начальствующих. Поскольку руководители церквей обычно не поощряют разномыслие, законопослушный христианин не будет своё «еретическое» прочтение Библии проповедовать среди рядовых прихожан своей церкви.

Да, мы очень разные. И разномыслию быть должно. Но мы должны быть и едиными, мы – христиане. А едиными мы станем лишь тогда, когда разрушим стены, разгораживающие нас – осознаем, что выдавать своё прочтение Библии за Истину – это большой грех. Грех неверия Христу, грех неверия Библии. Грех возведения себя в сан Того единственного, Кто знает безошибочную Истину.

Повторим иными словами эту, может, самую важную мысль. Ева и Адам возмечтали стать как боги; сегодня многие не просто мечтают, но фактически утверждают: «Мы как боги, потому что только мы знаем неповреждённую Истину». А может, будем с любовью Христовой относиться и к тем, кто исповедует Его иначе? И никого не будем осуждать.

Господи! Дай нам кротости, смирения и веры! Веры не только в Тебя, но и веры Тебе!


---