Иисус, придя вторично, найдет ли веру?

8. Иисус искупил – выкупил грешников? У кого?

Здесь два вопроса, начнём со второго. А, в самом деле – у кого Иисус мог выкупить грешников? Здесь мнения расходятся.

1. Некоторые верят, что поскольку люди попали во власть греха, то и Христос выкупал их у сатаны. Так, Д. Принс писал: «Через Кровь Иисуса я выкуплен из рук дьявола». Обосновывают это следующим: «Власть над землёй Бог передал Адаму, а тот, согрешив, переуступил её сатане». Одна видная американская проповедница перед телекамерой заявила, что Бог послал Иисуса искупить нас у диавола, поскольку, мол, последний владел нами как рабами греха. А вот как св. Августин оценил ситуацию после Адама: «Люди смогли продать себя, но они не смогли себя выкупить».

Во-первых, такое толкование не обосновано по существу. Ведь Бог, вводя Адама в управление землёй, в первую очередь вручил ему мир Рая. И если бы действительно осуществился механизм передачи прав сатане, то тот завладел бы и райской обителью! Но Библия свидетельствует о другом: после искушения Адама Бог Сам распорядился судьбой трёх участников искушения, а также и земли. Бог Сам распорядился Раем, и ни о какой «передаче наследства» сатане в Библии нет и речи. Значит, всё это придумали люди?

Во-вторых, уже сами мысли о том, что для спасения людей необходим был выкуп у сатаны, свидетельствуют о том, что люди веруют в ущербность Божьего всемогущества. Будто бы не мог Он решить проблему как Самодержец, пришлось мятежному ангелу принести жертву.

И главное: такое толкование оскорбительно для Бога; ведь это утверждение молчаливо предполагает, что наш Бог, мягко говоря, простоват – сатана будто бы по своей злой воле сумел за пару минут увести лучшее Его творение. Но пусть, как будто бы, так и было. Вдумаемся в смысл утверждения: чтобы усмирить взбунтовавшегося Божьего ангела, Сын Божий принёс Себя сатане (!?!) в жертву. Вы только представьте: Бог – приносит жертву – мятежному ангелу, которого Он же сотворил!

Буйству человеческой фантазии нет предела!!! Это же вне разума! Ведь люди искренне любят Иисуса, они веруют, что Он в момент искушения отказался «всего лишь» поклониться сатане! А вот, оказывается, спустя три года Спаситель коренным образом изменил Своё мнение и решил не то, что ему поклониться, а принести жертву! И при этом в качестве жертвы мятежному ангелу Иисус преподносит – Себя!!! По-нашему, большей хулы на Иисуса придумать трудно. Не будем гадать, чей голос нашептывает людям такие откровения.

2. Большинство же христианских церквей развивает версию, по которой Иисус Своей жертвой будто бы выкупил нас у Бога Отца. Толкователи обычно считают, что на Голгофе осуществился некий реальный акт выкупа: Иисус ценой своей жизни заплатил, и – Бог получил, так сказать, юридическое право на спасение людей. Приведём выдержку из фундаментального труда: «Его смерть была уплатой нашего долга перед Богом». Мысль православного митрополита: жертву «принёс Богу и Троице Искупитель». И ещё одна цитата – из серьёзной протестантской книги: мы «глубоко благодарны Богу и Его Сыну за это мероприятие выкупа, которое делает будущую жизнь возможной».

Было создано целое учение, суть которого можно сформулировать двумя словами – религия искупления. Понятия «выкуп», «плата», «цена» прочно вошли во многие учения о Голгофе.

Да, сам Иисус вроде бы высказался в таком смысле (Мф.20:28): «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

И всё-таки выразим сомнение: а правильно ли мы понимаем слова Христа? Был ли, вообще, акт выкупа? Действительно ли Иисус выкупал у Отца людей? Как показано ранее, буквалистское восприятие слов Спасителя о необходимости вкушать Его плоть и кровь привели к тому, что в христианские учения были внесены воззрения, более уместные в языческих верованиях. Аналогичная ситуация возникла с восприятием буквального смысла слов Матф.20:28.

Да, именно крестная смерть Иисуса решила проблему грехов человечества, но, всё-таки, если к анализу этой Трагедии подходить с «торговыми» понятиями, получаются удивительные вещи. Что состоялся чуть ли не торговый обмен между... двумя Ипостасями и что будто бы Бог Сам повелел преподнести Себе в виде выкупа Своего же Сына...

3. Неужели же сами приверженцы таких воззрений не видят этих «непонятностей»? Некоторые видят, видят и... удивляются. Приведём пару цитат. Популярный христианский писатель К.С. Льюис написал: «...смерть Его каким-то непостижимым образом изменила в лучшую сторону наши отношения со страшным и праведным Богом» («Страдание»). А один видный американский проповедник сказал следующее: «Я не понимаю, почему жертва безвинного Иисуса искупила мои грехи, но это так». Ещё цитата: «Конечно, это – тайна жизни Божественной Троицы. И человеческий ум не способен вполне объять её». Да, когда человек начинает осознавать, что он не может уловить связь между трагедией на Голгофе и сегодняшним блудодеянием некоего ловеласа, тогда приводится последний «аргумент»: «Это является Божьим таинством, которое нам не дано понять».

А может, это не есть тайна Божьего действа, а нельзя понять именно то, как люди его объяснили? К сожалению, такое бывает нередко: сначала люди что-то придумывают, а потом, когда начинают уяснять, что получилась путаница, пытаются закрыться Божьим именем.

Сделаем вывод: люди объяснили жертву на Голгофе как реальный акт выкупа людей за их грехи, но сами же не могут убедительно доказать, был ли необходим и имел ли место этот самый выкуп.

Впрочем, люди придумали немало соображений в пользу «теории выкупа». Приведём одно. «Милосердие Божие выкупает человека у справедливости Божией». То есть, Бог осуждает нашу греховность, а потому считает справедливым всех послать в Ад, однако, по своему милосердию, считает возможным нас простить, но – будто бы – только... после выкупа. Бог, якобы, не мог прощать грехи, не получив выкупа в виде страшных мучений Иисуса. Однако перечитаем, например, Ис.1:16-18, Мф.9:2 – Иегова и Христос прощали грехи безо всякого выкупа, до Голгофы.

4. О библейских словах, переведённых как искупление, искупил. В Ветхом Завете применительно к Богу смысл этих мест один: Бог спасал.

Вот что писал Исаия (44:22) о спасении Израиля: «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя». Народ Божий отвернулся от Господа, но Он говорит ему: «Я искупил тебя», потому что это Его народ. Наиболее чётко это видно в Ис.52:9,10: «Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего».

Аналогичный тон и у пророка Михея (6:4): «Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства». Здесь это слово чётко означает спас, освободил, избавил, безо всякого выкупа. Собственно, это употребленное в древнееврейском языке слово имеет три значения: искупать, выкупать, избавлять. Казалось бы, перевод очевиден: «Бог избавил». Но нет! Опутанные догмой, переводчики использовали только первые два значения, оставляя один шаг до нелепости – две Ипостаси осуществили между собой... торговые операции.

5. Что характерно: в таких учениях частенько проявляется «боязнь следующего шага», то есть их сторонники останавливаются за полшага до неприятных выводов. Если пройти эти полшага, то улетучится туман, и – обнажается едва прикрытая хула на Творца – умаление Всевышнего, унижение Его достоинства! «Храни здравомыслие и рассудительность» – учит нас Божья мудрость (Притч.3:21). Допустимо ли нам, вступившим в третье тысячелетие, говорить, что Бог принёс Самому Себе в качестве выкупа Своего Сына? Увы! Здравый смысл насмерть повержен заученной догмой: «Раз учат, что выкупал, значит это так. И не будем вдумываться, что такое понимание подразумевает».

Но как быть с приведённой выше фразой Спасителя о том, что Он пришёл для того, чтобы отдать душу Свою для искупления многих? Видимо, это ещё один из многих примеров, когда Иисус свои мысли выражал гротескно, иносказательно. Никто не вырывает свой глаз, когда не может отвести взор от запретного; а нужно ли понимать обсуждаемую фразу как свидетельство того, что Иисус выторговал грешников то ли у Отца, то ли у сатаны?

Так что идея о том, что Иисус будто бы выкупал у кого-то грешников, выливаются в нагромождение, простите, нелепостей. Нет, на Голгофе не было никакого выкупа, главное дело своего Служения – спасение заблудившихся людей – Иисус совершил иным путём. Об этом следующая глава.

---