Приложение 1. Каин и Авель. От Каинова дара Бог почему-то отвернулся. Причину Библия объясняет кратко: «Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Евр.11:4). А что такое «лучшая жертва»? В Ветхом завете многократно говорится, что надо животных для жертвы Богу отбирать без порока, так сказать, высшего качества. Отсюда делают вывод: Авель угодил Богу тем, что принёс Ему первородков, без порока. Но вот, в главах 1 и 2 книги Левит последовательно описан порядок принесения в жертву как животных, так и хлебных приношений, и никакого различия: оба вида жертв «благоухание, приятное Господу». Значит, дело не в том, что животновод принёс плоды своего труда, а земледелец своего! Ответ мы можем найти в 1Ин.3:12. Апостол написал: «А за что (Каин) убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата были праведны». Дела были злы, а не растительная жертва были причиной отрицательного отношения к нему Бога! Нам кажется, уже в то время проявились два принципиально разных мотива жертвоприношения. Какие черты характера потом проявились у Каина? Зависть и злоба, боязнь всего и агрессивность. Чем это можно объяснить? Не тем ли, что Каин был привязан к определённому участку земли, и его благополучие зависело от погоды и прочих случайных событий? С какими чувствами он мог нести свою жертву? Со стремлением умилостивить Бога, чтобы Он не обходил дарителя Своими благословениями. Впоследствии стремление умилостивить злых богов стало преобладающей мотивировкой приношений у тех, кто исповедовал многобожие. А вот Авель менее зависел от капризов погоды. По-видимому, у него было больше оснований, чем у брата, быть довольным результатами своего труда, и он нёс свой дар с верою: Создателя надо отблагодарить. Его дары были от чистого сердца, бескорыстны, ничего не требовавшие взамен. Бог видел искреннее благочестие Авеля и принял его дар. Выражаясь сегодняшними понятиями,
Но дело не только в этом. Прочитаем внимательно Быт.4:6. Бог задает Каину вопросы: «почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?» Мы знаем: если Бог задает вопросы человеку, то это, конечно, не потому, что Он не знает ответа и хочет узнать. Но для того, чтобы человек остановился, задумался и принял меры к исправлению. «Посмотри-ка, говорит Бог, грех у дверей лежит; возьми себя в руки и господствуй над ним». Какой же грех лежал у дверей Каина? Ответ очевиден зависть. Черная зависть. Да-да, эта зависть была в сердце Каина уже задолго до принесения жертвы. Каин в поте лица возделывал землю с утра до вечера, не разгибая спины. А, с его точки зрения, везунчик младший братец прохлаждался себе на пастбище со своими овцами. Каину результат доставался с трудом, и уже не радовал его. Негодование росло внутри Каина; радость и улыбка на лице брата выводили его из себя. А Бог это видел. И жертву Каина не принял, чтобы обратить внимание того на состояние сердца. Как добрый Отец, Бог поговорил с ним, дал ему наставление и шанс для исправления. Каин же Богу не внял. «Бог не принял мою жертву, а брату опять повезло». Итак, дела Каина были злы, потому Бог не принял его жертву. |