Иисус, придя вторично, найдет ли веру?

10. Вечеря Господня – что она означает?

«Букву мёртвую блюдя...»
Ник. Сем. Лесков.

Как сказал Сам Иисус, Он пришёл в наш мир не затем, чтобы нарушить Божий закон, а чтобы исполнить. Но вот накануне Тайной Вечери Христос заповедал нечто такое, что пошло вразрез многочисленным требованиям Ветхого завета. Зачем Он это сделал?

Повторим: мы увидели свою задачу не в том, как благообразнее объяснить смысл слов Иисуса, а в том, чтобы определить, в чём заключается благая и угодная воля Иисуса, сказавшего именно эти слова. То есть поискать причины – почему Он это сделал – призвал вкушать то, что запрещено Писанием?

Обычай вкушать хлеб и запивать вином в воспоминание об умершем был распространён у многих народов. И у евреев этот обычай существовал давно. Так, Иеремия (16:7) писал: «И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их». Иисус предложил исполнять этот ритуал, наполнив его новым смыслом. Двадцать веков прошло с той поры, а люди продолжают споры о внутреннем содержании того, что произошло во время Тайной вечери с хлебом и вином.

Незадолго до Вечери во время обычной проповеди неожиданно Учитель стал говорить нечто необычное: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Иоан.6:51-54). И в Сионской горнице Иисус произнёс то же самое. Подавая ученикам хлеб, Он сказал, что это Его плоть, и, давая испить вина, назвал содержимое чаши Его кровью.

Ситуация неординарная. С одной стороны Бог жёстко запрещал потреблять в пищу человечину и кровь. Бытие, Левит, Второзаконие – весь Танах наполнен утверждениями – пить кровь запрещено. Вот один из стихов (Лев.7:27): «Кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего». А с другой стороны, Сам Иисус предложил: «Пейте... все, ибо сие есть Кровь Моя» (Матф.26:27-28). Будем искренны: Христос ученикам предложил – пусть, мысленно – делать то, что Яхве многократно запрещал.

Обосновывая своё представление о сути ритуала, различные вероучения, как бы выразиться поделикатнее, стесняются назвать вещи своими именами. И мысль богословов потянулась по пути поиска наиболее убедительного обоснования буквального значения слов Иисуса. Диапазон этих толкований очень широк. Называют преломляемый хлеб "образом" Тела Иисуса, говорят, что при освящении хлеба и вина, они прелагаются, пресуществляются, а то и претворяются в самое истинное Тело и Кровь Христа. А иногда даже говорят, что на Священной Трапезе мистически лежит Сам Агнец Божий.

Прочтём следующий текст, написанный священником: «...По слову Всемогущего хлеб перестал быть хлебом, но сделался истинным телом Христовым, и ученики приняли и вкушали не хлеб, но Божественное Тело Господа Иисуса». В принципе, это было возможно, – ведь превратил же Он в Кане Галилейской обыкновенную воду в вино! Но вдумаемся в реальный смысл того, что написал здесь и дальше цитируемый автор: «...Вино в чаше перестало быть вином, но сделалось истинной Кровью (вдумаемся: «истинной Кровью»!) Христовой, и ученики пили из чаши не вино, но Божественную Кровь Господа Иисуса Христа». Нет слов, Иисус мог сотворить и это. Но фактически в самом описании Вечери о чудесах не говорится! Библия не говорит о том, что в последнюю совместную Вечерю Иисус совершил святотатство, понудив учеников пить человечью кровь.

Критики апеллируют к здравому смыслу. Можно прочесть и услышать слова типа: «Вы людоеды, в ваших ритуалах вы говорите о Теле Христа как о мясе Христа». В одной книге мы вычитали такие суровые слова. «...Идея вкушения плоти и крови Бога ... дика по своей природе, отвратительна для цивилизованного ума и представляет собой пятно на пророческом учении Иисуса Христа».

Нередко и верующие признают, что сами не понимают, что происходит во время трапезы. Публикации испещрены такими словами: «То, что происходит во время причастия, является благословенной Тайной, её надо верою разуметь».

Словом, много копий сломано по поводу того, что происходит и происходит ли что с хлебом и вином во время евхаристии. А мы, как сказано выше, прочитывая слова Спасителя, попытались не отклоняться от духа Библии.

Во-первых, отметим: «необычные» слова Иисус сказал вдруг, неожиданно даже для самых близких! То есть они были сказаны не случайно. И обратим внимание на последовательность Его действий.

1. Большой толпе Он стал говорить то, что явно противоречило многочисленным заповедям Танаха. Каков был эффект? Иисус сказал нечто парадоксальное, и – от Него сразу же ушли толпы тех людей, вера которых была, так скажем, приземистой, неглубокой. А кто остался с Ним? Около Него остались лишь те, которые хотя многого и не понимали, но верили Ему безотчётно.

2. Он тут же предложил и апостолам покинуть Его, но они остались. Ин.6:68: «Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Какая титаническая вера – после того, как Иисус говорил о «святотатстве» – необходимости есть Его плоть и пить Его кровь!

3. На Вечере Иисус ещё раз предложил ученикам мысленно совершить святотатство. Привыкшие к иносказательной манере Учителя, апостолы были ошеломлены тем, что услышали, и молчали. Судя по всему, слова Иисуса им тоже показались кощунственными (иначе бы они не молчали), но и на Вечере они на Его слова так же не реагировали, как не среагировали во время искушения толпы. Они не возмущались, не высказывали недоумения – они Ему верили. Они безотчётно верили в своего Наставника, а не своему впечатлению.

4. Иисус тут же предложил Иуде покинуть собрание верующих, так как знал, что тот растерял свою веру.

Итог? При Нём остались только те, которые тоже не понимали Его речей. Но! Они Ему доверяли, они верили, что Иисус, по сути, не мог предлагать ничего запретного.

Итак, у людей, следовавших за Ним повсюду, в значительной мере была вера в Него как Чудотворца, как Целителя, а не как Того, Кого послал Бог. Конечно же, Иисус это видел, конечно же, Он предвидел, что после Его «странных» слов толпа попутчиков поредеет. Значит, это Он специально вдруг, неожиданно даже для апостолов, стал говорить нечто «крамольное»? Для чего?

Экзаменатор учащимся нередко задаёт вопросы «каверзного» характера, предлагая заведомо неправильные подсказки. Плохо знающие предмет могут согласиться с экзаменатором и – получают неудовлетворительные оценки. Так может, и Иисус перед концом своей Миссии решил именно таким образом проверить глубину веры следовавших за Ним людей? Если это так, то эффект от испытания Он получил сразу: слепо воспринимая букву слов Христа о вкушении плоти и крови, те иудеи фактически перестали верить в другую – важнейшую – мысль Иисуса: Он пришёл не нарушить Божьи заветы, а исполнить; они посчитали Его нарушителем. Пошумев, поиздевавшись, толпа попутчиков развеялась. Фактически таким способом Иисус от зёрен отделил плевела. Такие «последователи» Ему были не нужны.

А в чём же заключалась суть Его слов? Фактически наставник учил всегда одному и тому же: если не будете насыщаться Его наукой, то не войдёте в Его Царство. Иисусова наука – это, действительно Его плоть, Его суть, и нам надо бы не просто питаться ею, нам надо в неё вгрызаться. Надо, действительно, прямо вгрызаться в гранит Иисусовой науки. Он был живым хлебом для человеческих душ. Таковым Он является и сегодня.

Собственно, метод, который Иисус применил для отделения попутчиков, Он использовал многократно для другой цели. Спаситель был непревзойдённым мастером психологии проповеди. Его мысли впечатывались в мозг навечно именно благодаря тому, что Он нередко их воплощал в форму гротескных парадоксов, походивших подчас на нелепость аллегорий, ярких метафор.

Так, самарянке Он говорил, что «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин.4:13.14). Никто, однако ж, не воспринимает эти слова буквально, никто не думает, что в каком-то обряде надо получать воду и пить её с осознанием, что вкушаешь Иисусову живую воду. Люди понимают, что это иносказание. Люди воспринимают дух Его учения. И «пьют» Его «воду», открыв Евангелие.

Ещё фраза Иисуса, очень похожая на мысль о плоти и крови. Ин.8:12: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Так может, тоже будем сочинять словесные подпорки для того, чтобы и эту мысль воспринимать буквально? Может, надо свершать какой-то обряд с фонарём?!

Кстати, и ветхозаветные пророки свои проповеди часто сопровождали необычными действиями и символами. Например, Иеремия – по слову Бога – надевал на себя ярмо и шёл к людям.

И все же во время богослужения никто не пытается сымитировать Иисусов свет. Не ищут натуральную «живую Иисусову» воду. Всех нас искушают наши глаза, но никто их не вырывает. А вот с кровью и плотью получилось настоящее чудо – последователи Христа восприняли не дух, но букву Его слов – по их мнению, обычный хлеб каким-то магическим способом трансформируется в человеческую плоть и кровь. Однако, повторим, ни о каком «таинственном превращении» Библия не сообщает. В отличие, например, от эпизода в Кане Галилейской.

Почти двадцать веков назад простые рыбаки спокойно и с печалью вкушали поданный Учителем хлеб, запивали вином и думали о пока ещё непонятных страшных событиях, о которых предсказывал Наставник. Вечеряли без всякого смущения по поводу того, что они будто бы вкушали запретное. Апостолы своим молчанием ответили Учителю: «Мы Тебе верим, мы глубоко верим, что Ты пришёл исполнить, а не нарушить». Искусительный смысл слов Христа не нашёл отклика в их душах. Могли ли они безропотно есть и пить, если бы там действительно имело место таинство превращения?! Даже Фома неверущий не выказал недоумения по поводу будто бы святотатства...

Показательны мысли апостола Павла, изложенные в 1Кор.11. Вначале Он тоже говорит о Теле и Крови Иисуса, а заканчивает простыми словами: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:26). Не правда ли, в этой короткой фразе много тёплой печали и надежды и никакого намёка на мистику? И далее апостол говорит, что надо вкушать, «рассуждая о Теле Господнем». Возвещать, рассуждать о крестных страданиях Иисуса, есть хлеб – и опять никакой мистики.

Обратим внимание, как этот обряд исполняли первые христиане. Деяния. 20:7. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел... беседовал с ними». В первый день недели, то есть в день воскресения Христа Павел собрал христиан для преломления хлеба в воспоминание об Учителе; о том, что они вкушали кровь и тело Иисуса, не упоминается. Более того, когда апостолы обсуждали вопрос, как быть с язычниками, из сотен ветхозаветных предписаний они, в числе главнейших, упомянули и про недопустимость вкушать кровь. В Деяниях эта мысль отражена трижды (15:20; 15:29; 21:25).

Апостолы во время Вечери выдержали экзамен на веру в Иисуса. А вот сегодня великое множество людей верует именно в букву Иисусовых фраз, хотя эта буква находится в кричащем противоречии с тем, чему учил Бог в Танахе.

Самое удивительное, что Иоанн в той же главе приводит слова Иисуса, которые ясно показывают, что понимал Спаситель под кровью и плотью! Ин.6:63-64: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие». Ведь эти слова объясняют, что под плотью и кровью Спаситель подразумевал «дух и жизнь», а тех, кто воспринимал Его слова буквально, Он назвал неверующими! И ещё: в конце Вечери Христос заговорил уже не о крови, а о плодах винограда. «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного» (Мар.14:25).

Но многие богословы ни Ин.6:63-64, ни Мар.14:25 почему-то не замечают. Не воспринимают факта: после этих слов от Иисуса откололись те, которые не верили в Его Божественное представительство. То есть не осознают, что Иисусовы «странные» слова были тестом на веру в Него. Этот тест работает и сегодня.

Со временем представление о вкушении Тела и Крови Иисуса во время Евхаристии было отточено до предела. Многие церкви спорят о деталях, но в целом они уподобляются иудеям – современникам Христа. И те, и эти восприняли слова Иисуса буквально. Только древние иудеи отказались им следовать («какие странные слова! кто может это слушать?») и покинули Его, а сегодняшние христиане, наоборот, принимают слова Иисуса как прямое назидание для исполнения. Умнейшие люди с дипломами учёных, как в какой-то колдовской группе, рассуждают о «таинственном» превращении хлеба в тело, а вина в кровь и о приёме их внутрь. На ум приходит сказка о голом короле, где никто не видел никакой одежды, но все её расхваливали.

Но, главное – изумляет и ужасает то, что во всех попытках объяснений игнорируется, ускользает из внимания и упускается из виду не что иное как Божья заповедь о недопустимости вкушения крови! Вот Дерек Принс в книге "Искупление", цитируя Ин.6:54-56, замечает: «Эти слова Иисуса настолько оскорбили некоторых из Его учеников, что они перестали следовать за Ним. Да и в наши дни эти слова вызывают определенные страдания у некоторых людей. В конце концов, в крови есть что-то оскорбляющее. Когда я думаю о крови, внутри меня все переворачивается. ... Что-то внутри каждого из нас не любит ни разымышлений о крови, ни ее вида. Однако то, что вызывает в нас неприятные ощущения, является необходимостью». Вот так. Сегодняшние христиане видят всего лишь «что-то оскорбляющее» и «неприятные ощущения» там, где на самом деле стоит четкий Божий запрет!

Сегодня при причастии люди вкушают обычные хлеб и вино, при этом многие произносят кощунственные речи и совершают мысленный каннибализм, шагают за Божий запрет на вкушение крови. Фактически сегодняшние христиане веруют, что Христос – нарушитель Закона. Какие бы затейные обоснования не приводились, всё это выглядит как представление о своеобразном обряде религиозного каннибализма, мысленном святотатстве по приёму в пищу запретного.

Впрочем, некоторые христианские церкви в обсуждаемых словах Спасителя смогли увидеть дух Его учения. В этих церквях принимается, что плоть означает Слово Божие, а «кровь» означает Его Дух. И эти слова Иисуса понимаются так, что следует постоянно обновляться Словом и Духом Господним. Преломление же хлеба – это повод для того, чтобы собраться вместе.

Под тихую музыку льётся неспешная проповедь. Люди преломляют хлеб и запивают глотком вина, и им бывает немного грустно. Они думают о Господе, Его страданиях, они осознают: Он принял мученическую смерть для того, чтобы люди разглядели Любовь Бога и встали на путь к Нему. Человек ещё на маленький шажок приближается к Творцу; он, осознавая, чего это стоило Иисусу, старается не грешить. Потом собравшиеся прославляют Бога за Воскресение, укрепляют надежду и радуются во Христе! Всё это назидательно и без всякого намёка на колдовство.

...Крестьянин, отрезая от первой булки нового урожая, может и сегодня сказать: «Это моя кровь и пот». Всем понятно, о чем речь, и какая глубокая мысль!

Так веруют ли сегодняшние христиане Богу в том, что кровь нельзя вкушать? Обратную мысль высказал Сам Иисус? Но Бог и раньше многократно искушал Своих чад по-разному, в том числе, и ложными назиданиями! Вспомним, например, как Сам Бог возбудил Давида понадеяться на свои силы, а потом сурово наказал царя, который поспешил исполнить подсказку, тем самым, проявил неверие в Божью помощь (2Цар.24:1).

Не скажет ли многим Сын Божий – «Отойдите от Меня делающие беззакония (ибо мысленно вкушали запрещённое и, тем самым, фактически представляли Меня нарушителем запрета Отца)»? Напомним: Адам «всего лишь» вкусил то, что запрещал Яхве.

А в целом – думайте сами, решайте сами – не идёте ли вы за Божий запрет – не вкушать кровь, не показываете ли вы неспособность осознать, что Иисус испытывал людей на знание Божьей науки? Не смахивает ли такое причастие на сатанинскую мессу? Не участвуете ли вы в языческом обряде каннибализма?

Вместо вывода – короткий вопрос: нужны ли Христу в вечности те, которые сегодня в тех Его словах воспринимают букву, то есть фактически веруют, что Иисус призывал совершить непокорность Богу?


Послесловие

... «Давид тогда был в укрепленном месте, а охранное войско Филистимлян было тогда в Вифлееме. И сильно захотелось пить Давиду, и он сказал: кто напоит меня водою из колодезя Вифлеемского, что у ворот? Тогда эти трое пробились сквозь стан Филистимский и почерпнули воды из колодезя Вифлеемского, что у ворот, и взяли, и принесли Давиду. Но Давид не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа, и сказал: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! Стану ли я пить кровь мужей сих, полагавших души свои! Ибо с опасностью собственной жизни они принесли воду. И не захотел пить ее. Вот что сделали трое этих храбрых» (1Пар.11:16-19).

Конечно, это была не кровь; это была простая вода из простого колодезя. Но царь Давид почел себя недостойным и даже посчитал святотатственным для себя принять эту воду, ибо поистине цена ей – риск жизней трех доблестных воинов. И не воду лишь они принесли, но воплотили заповедь Иисуса: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Когда же, через много лет пришел Иисус, то и Он, конечно, дал ученикам не плоть и кровь; а простой хлеб и простое вино. Но насколько же многое за этими символами стояло! Гораздо большее, чем то великое, что совершили для Давида трое тех храбрых!

Господь, сказав слова о Плоти и Крови, Сам не вкушал и не пил (Лк.22:17-20), но отдал ученикам разделить между собой. Свою же часть Он совершил на Голгофе. Иисус не только положил душу Свою: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45). Но многократно говорил о важности этого, и внушал, и настаивал и упрашивал, чтобы это Его деяние, Его служение людям было принято людьми: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан.6:53). «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Иоан.13:8). Иисус говорит о необходимости открыть себя для Него, дозволить Ему послужить нам – каждому из нас лично.

Давид не захотел пить воду, доставшуюся так дорого. Подвиг сих мужей был выше его разумения, и он отказался от части с ними.

Подвиг Иисуса еще более превосходит разумение (Еф.3:19), но Он настаивает: имейте часть! «Приимите, ядите», «взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все».

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор.8:8). Та вода физически была просто водой. Так же и хлеб и вино – суть просто хлеб и вино. Но если вспоминаем и рассуждаем, тогда невидимое великое, что стоит за ними – оно способно изменить наши души обновлением в покаянии и соединением с Господом Иисусом Христом.

---