Иисус, придя вторично, найдет ли веру?

7. Иисус принёс Себя в жертву Богу?

Немного эмоций. Мы ещё были неверующими, но уже знали, что в некоторых религиях и культах духовным существам приносят в жертву людей. Подобную информацию встречали с чувством негодования и отвращения. И вот, когда мы уверовали и полюбили Бога всей душой, вдруг узнаём о том, что будто бы Иисус принёс Себя Ему в жертву. Слушая такую информацию, мы испытывали настоящий дискомфорт – ну, никак не хотелось верить, что нашему Богу – пусть, один раз – надо было приносить человеческую жертву, да ещё Его же Сына! Не хотелось Бога ставить в один ряд с теми «богами», для которых в жертву будто бы требуется убивать людей.

Но это эмоции, а сегодня чуть ли не весь христианский мир верит, что Иисус умер вместо нас, то есть совершил заместительную жертву. Начало же этим воззрениям положил апостол Павел. Так, в послании Ефессянам (5:2) он написал чётко: «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу». Иисус предал себя за нас, предал в жертву Богу.

Как отмечалось ранее, хотя основы христианского Учения заложил Иисус, а апостолы продолжили его развитие, тем не менее, всё-таки Иисус в ряде случаев о своём предназначении говорил одно, а апостолы – в значительной части своих высказываний – совсем другое. Вот конкретные факты, которые не согласовываются с общепринятыми воззрениями:

1. Иисус НЕ говорил о том, что Он явится жертвой Богу!

2. Ни Яхве, ни Иисус не говорили о том, что Богу нужна заместительная жертва. Многие полагают, что в Ис.53 говорится как раз о такой жертве, которую предусматривал Сам Бог. Но будем помнить – Яхве был категорически против жертв человеческих (Втор.12:31). Поскольку Иисус не мог нарушить Божий запрет и принести Себя в жертву Отцу, слова Исаии всё-таки означают нечто иное. Об этом мы поговорим ниже.

3. Но главное заключается в другом. Апостол Павел усмотрел аналогию Голгофы с принесением Богу агнцев в том, что иногда приносились жертвы за станом, и, мол, жертва Иисуса – за городом (Евр.13:11,12). А ведь те жертвы приносились РИТУАЛЬНО – с пением молитв, исполнением особых движений; их исполняли или организовывали священнослужители. При этом всё священнодействие отражало главное: раскаяние жертвователей в совершённых грехах. На Голгофе не раскаивался Иисус, ибо Ему не в чем было каяться. А люди.... Было свершение греха, самого тяжкого в истории человечества. Общество, ещё накануне кричавшее «осанна», на сей раз, злорадно восклицало: «если Ты – Сын Божий...». Была расправа озверевшей толпы. Повторим: не было ритуала, не было покаяния – был взрыв человеческой злобы.

Посмотрим на проблему с другой стороны! Человеческие жертвы божествам всегда были обычными у язычников. В одной книге читаем: «В прежние времена язычники жертвовали идолам своих первенцев, и это было повсеместной практикой». По их верованиям, принесение в жертву невинной крови давало жертвователям силу, жизнь. Нередко в качестве дара приносились младенцы или невинные девушки и юноши. Цитата из Библии (Цар.3:26-27): «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял... он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене».

Ещё информация. В соседней с Иудеей Греции одно время приносили человеческие жертвы. Артемиде – одну девушку, а Зевсу – двоих юношей. Человеческие жертвы приносили и славяне. И сегодня иногда люди совершают кровавые жертвы своим богам. Некоторые религиозные сообщества совершают самосожжения, ритуальные убийства детей, а то и случайных прохожих.

Итак, язычники для благорасположения злых богов приносили, в частности, человеческие жертвы. Не правда ли, аналогия полная с тем, во что веруют сегодня некоторые христиане? Выходит, принесение жертвы Иисуса становится понятным, если смотреть на те события с языческой позиции!?!

Стоит ли удивляться тому, что Иисус НЕ говорил о том, что Он явится жертвой Богу? Он и думать не мог, чтобы нарушить запрет Отца на человеческие жертвы. Ведь из такого представления следует, что будто бы Отец послал Сына свершить языческое приношение Себя в жертву? И даже, извините, будто бы превзошёл язычников – фактически люди веруют, что Бог решил не просто принять человеческую жертву, а Сам Себе принёс в жертву Своего же Сына?!?

Конечно, так прямо никто не пишет, но к этим «странным» выводам приводит логика мыслей тех людей, которые видят в Великой Трагедии жертву Богу. Верующие в такое остановились за полшага от естественного следствия – о ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ жертве Богу!

Нет, не являлся Иисус нарушителем Божьего запрета! Он смотрел вперёд и решительно рвал языческие корни. Христос не сказал ни слова, что совершит что-то вместо нас, Он испил свою чашу страданий для нас. Иисус – принёс – Себя – в жертву – людям.

Отвлечёмся на минуту – вспомним Сикстинскую Мадонну Рафаэля. Гениальный художник мысленно отразил истинного адресата, кому была предназначена жертва. Иисус на картине изображён Младенцем, и тема жертвенности на этом полотне фактически представлена в лице Его Матери. В её глазах отражены противоречивые чувства: смирение, печаль и любовь; по замыслу художника, она несёт людям самое дорогое – Своего Сына. Мария знает о том, что её душу пройдёт оружие, она Сотворительница Жертвы, она жертвует людям своё сокровище, потому что так надо для их спасения. Повторим: Она – Своего Сына – жертвует людям. Жертва Христа, как и Стефана, как и великого множества последующих мучеников не были ритуальными жертвами Богу. Они были жертвами РАДИ Божьего дела. Суть Голгофы, на наш взгляд, хорошо выразил А. Кураев: «Все религии мира говорят о том, какие жертвы должны люди приносить своим богам, и только Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принёс людям».

Но почему апостолы приняли эстафету не от Иисуса, а от проповедников человеческих жертв? Видимо, когда Иисус свершил Свою жертву, у апостолов появилось естественное для их времени сравнение Его поступка с закланием жертвенного агнца Богу. Для тех людей, в пост-языческое время, это было понятно, привычно. Им с детства прививались стереотипы – чтобы решить важный вопрос, нужно Богу приносить жертвы. И Павел – умнейший человек! – обосновывая истинность этого стереотипа, понапридумал многое, в том числе и про необходимость жертвы Праведника. Он был настолько увлечён этой идеей, что, очевидно, неосознанно ступил через Запрет на человеческие жертвы.

А вот Иисус не преступал Запрета ни одним словом.

На наш взгляд, представление о том, что на Голгофе была принесена жертва Богу – это поразительный пример массового ослепления, просто необъяснимый феномен. Люди – великое множество людей, черпающих свою веру из Библии, почему-то не видят того, что такое представление прямо противоречит тому, что в Писаниях говорится о жертвах Богу. Словом, на Голгофе не было ритуала принесения жертвы Богу, а потому и лишено смысла часто употребляемое понятие «Иисус принёс Себя в жертву Богу за наши грехи».

Двадцать веков минуло со времени Пришествия Христа. Только из-за наличия всезастилающего бревна можно не видеть, что и языческие ритуалы, и исповедуемую рядом церквей интерпретацию Голгофской жертвы сочинял один автор. Тот, кто в умах людей разными способами пытается выписывать образ Бога в чёрном цвете. Большинство верующих в этой трактовке ничего не понимают, но, как заворожённые, твердят языческие формулы жертвоприношения. На наш взгляд, такое представление о мотивах Божьих дел можно объяснить лишь нежеланием познать Его волю. Познать из безусловного: добрый и разумный Бог не мог иметь такие недобрые и неразумные мотивы Своих действий – послать Своего Сына на мученическую смерть, чтобы Самому Себе получить человеческую (!) жертву?!? Такая вера – нечто инородное в Учении о Всеблагом Боге. О, Господи, прости нас, ослеплённых!

Вместо выводов.

Принесение человека в жертву божеству – это вершина исповедания языческих обычаев. Апостолы почему-то учили, что будто бы и Христос принёс Себя Богу в жертву. Выходит, Он нарушил Божий запрет и исполнил языческий обряд? Христиане активно отмежёвываются от языческих воззрений, но ситуационно, разделяя это представление о Голгофе, трудолюбиво ткут Творцу тогу Великого Язычника. Грустно, но это вера в некий (прости, Господи!) гибрид Бога библейского и языческого божка, кому, будто бы, потребовалось принести человеческую жертву...

Фактически мы встаём перед альтернативой – кому верить: Иисусу и Яхве – или же апостолам?


Читать дальше: 8. Иисус выкупил? >>
---