Иисус, придя вторично, найдет ли веру?

9. Главное дело Иисуса

При попытке показать, что же совершил Христос для людей, был разработан ряд удивительных учений, которые, по меньшей мере, непонятны, не убедительны, а, в крайних вариантах, просто противоречат Библии. На некоторых мы останавливались выше – было показано: не учил Иисус, что Он примет жертвенную смерть ни как жертву Богу, ни как заместительную жертву за грехи людей, ни как выкуп, ни для умилостивления или умиротворения Отца. Почему-то забывают, что приношение Себе людей в жертву Бог категорически запрещал. Не видят, что странно звучат утверждения о том, что будто бы Иисус выкупал грешников у Своего Отца; тем более, одиозно звучит утверждение, что Иисус, выкупая людей, принёс Себя в жертву сатане. Всё это слепки с воззрений язычников. Эти представления не разделял Христос. И в потоке надуманных дел люди утопили то настоящее, что сделал именно Он.

Да, принеся себя в жертву на Голгофе, Иисус решил проблему жизни людей во грехе, и добился Он этого, конечно же, не языческими манипуляциями с кровью и не «обменными операциями».

Ведь Бог уже задолго, через пророков, сообщал, что для решения вопроса о грехах Ему было нужно лишь покаяние, переключение со злых дел на добрые (например, Исаия (1:18)).

Так в чём заключается эта роль? Кому и для чего Иисус принёс свою Жертву? Попробуем без всякой мистики связать жизнь и смерть Христа с решением проблемы человеческих грехов, и постараемся сделать это в соответствии со словами самого Спасителя.

Цель Миссии Христа.

Убедившись, что райские условия жизни не способствуют воспитанию у людей послушания, Бог, раз за разом, перебирает разные варианты существования их на земле. То проклинает наших прародителей, а также землю обитания; то наказывает смертью целые города и даже всё живое на земле, и при этом, в десять раз сокращает срок жизни людей; то взращивает новый народ и заключает с ним Завет; то предписывает приносить Ему в жертву агнцев... Библия сообщает, что праведники появлялись, но таковых было очень мало. Основная проблема израильского народа состояла в том, что люди, заключив завет с Богом, забывали о взятых на себя обязательствах. Писания наполнены гневными тирадами в адрес избранного народа за то, что тот постоянно опускался до мерзостей – принимался поклоняться псевдо-богам, отказываясь слушать Бога Живого. Так, через Исаию Бог говорит: «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис.6:10).

Хотя безверие захлестнуло людей, Бог продолжал любить заблудившееся человечество. И вот Он посылает Своего Сына. Его Миссии была всё та же: «разрушить дела диавола», а точнее, побудить любимых чад верой противостоять искушениям, помочь им по доброй воле приносить Богу смиренное сердце. Но на этот раз Иисус решил проблему принципиально иначе.

Так какова суть главного дела Христа?

Всё, что сотворил Иисус во время Своей Миссии, было по замыслу и под руководством Всевышнего (Иоан.8:28-29) через Святого Духа. А результат Его Миссии можно представить, как имеющий следующие три составляющие.

1) Иисус дал заповедь (Мф.28:19): «Идите, научите все народы, крестя их во имя...». Казалось бы: фраза очень простая, и ничего особенного в ней нет. На самом деле, это было революционное для евреев решение – им, народу избранному, предлагалось идти к тем, с кем они даже кушать вместе чурались. Насколько это повеление было для евреев того времени необычным, неожиданным – даже неприемлемым, можно судить по таким фактам.

Во-первых, даже апостолы драматически восприняли известие о том, что Пётр, во исполнение Божьего повеления, ходил к язычнику Корнилию (Деян.11:3): «...ты ходил к людям необрезанным и ел с ними».

Далее, апостол Павел несколько лет противился повелению идти к язычникам.

Но, пожалуй, наиболее убедителен следующий факт. Господь устами пророков неоднократно заповедал избранному народу донести слово о Нём до всех племён и народов. Например, в Пс.95:2-3 есть такие слова: «...Пойте Господу,... возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его». Но иудеи – великие знатоки ТАНАХА – не воспринимали эти строки как руководство к действию, возвещать в народах славу Божью они даже не пытались – идти с проповедью к язычникам им представлялось неестественным. Они с молоком матери впитывали идеологию Божьего избрания. Им даже не могло придти в голову общаться с этими «нечистыми» необрезанными. Итак, Божья заповедь «повисла в воздухе»; надо было что-то предпринимать Самому Богу.

И дело совершил Христос, точнее – Его ученики. Сначала Он изложил заповедь чётко и повелительно, затем были явления Петру, Савлу. И евреи пошли к язычникам – не для того, чтобы обращать их в иудеев, а создавать новый народ – «народ Божий» (Деян.10, 1Пет.2:10, Зах.2:11). Заповедь о распространении веры во Всевышнего могли выполнить иудаисты, но сделали это христиане.

2) Иисус сказал: «Я создам церковь Мою». Бог и раньше через пророков давал немало нужных назиданий, а евреи слушали и – не слышали.

Есть понятие «ветхозаветная церковь». Это множество разрозненных групп и одиночек, которые основное время уделяли молитве. Но эти люди оказывали на мир очень малое воздействие. Для того чтобы Божьи планы реализовались тогда и во все века, Спаситель основал церковь иного типа – для работы, для благовестия.

Первую Церковь нового типа возглавил Сам Христос; она состояла из 12 человек. Со временем, Его церковь превратилась в могучий Путеводитель. Когда-то евреев побуждал к праведной жизни Моисей, но он был один. Теперь Моисеев – миллионы. Богословские институты, семинарии, библейские школы – это всё Церковь, это всё Иисус. Для реализации намеченных целей потребовалась организационная работа: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». А вот как сформулирована цель: «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:11-13).

И церковь Христа росла и ширилась. «Иди в церковь, там тебя научат». Она учила людей, как обратиться к новой жизни – укрепляться в вере, противостоять греховным соблазнам, приближаться к Богу. Именно она обеспечила великий плод: Иисуса и услышали, и захотели исполнить.

В этой связи уместно остановиться на пророчестве Исаии 53:10. Пророк написал: «Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его».

Многие полагают, что здесь говорится как раз о жертве Бога Себе, которую предусмотрел Сам же Бог. Но будем помнить – Он был категорически против жертв человеческих (Втор.12:31): «Не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим». Поскольку Иисус просто не мог нарушить Божий запрет и принести Себя в жертву Отцу, слова Исаии всё-таки означают нечто иное.

Да, Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению. Эти мучения перевернули души многих людей и дали жизнь потомству долговечному; детище Спасителя – Церковь постепенно стала приносить свои плоды. Воля Господня благоуспешно стала исполняться руками последователей Христа, во всём мире появилось племя верующих в Него. Миллионы людей потянулись на зов Иисуса. Имя Божие было донесено до края земли.

Этот «будильник» эффективно пробуждает людей от духовной спячки. И многие отмечают благодатное значение нового образования, созданного Иисусом. Например, Генри Тиссен («Лекции по систематическому богословию» СП, 1994) пишет: «В нынешнее время произошло великое изменение методов Божьих. Это эпоха Церкви».

После Иисуса этот положительный опыт стали перенимать другие люди – основатели различных религиозных течений или даже, скажем, основатели систем сетевого маркетинга.

Да, сегодня церковь – это обычное, привычное. И, тем не менее, если бы Иисус не создал Церковь нового типа, мы о Его учении не узнали бы никогда.

3) Решая вопрос о спасении людей «от грехов их», Иисус подверг модернизации само учение о спасении.

В этом учении, в частности, в краткой и понятной форме нашли отражение лучшие мысли, которые Бог выражал в писаниях мудрецов всего мира, и более всего – библейских пророков. Например, Иисус реанимировал величайшую истину Ветхого Завета о спасении, которая была фактически погребена под ритуалами. Бог устами пророков учил, что 1) сначала необходимо проявить смирение перед Богом, совершить покаяние и потом 2) следовать за Ним, полностью доверяя Ему. Именно об этом, в частности, повествовал пророк Исаия (1:18; 44:22). Но евреи практически сконцентрировали внимание лишь на ритуалах, сопутствующих покаянию. Иисус же эти высказывания пророков свел к короткой мысли: человек получает оправдание исключительно через веру (доверие Богу).

А, кроме того, в Учении появилось много новых идей, призванных облегчить верующим путь к Богу и предостеречь от ложных путей. Перечислим некоторые.

3.1) Важнейшая новая мысль (Лк.16:16): «с сего времени Царствие Божие благовествуется». Иисус учил, что Царство Божие находится в двух местах. Во-первых, истинно верующий уже на земле находится в Царствии (оно есть внутри человека). Это проявляется в том, что его характер всё более приближается к образцу, описанному Иисусом в Нагорной проповеди, он живет в постоянном общении с Богом, его душа пребывает в постоянной любви к Богу и ближнему, в нем всё более отчетливо виден плод духа. И, во-вторых, человек, имевший при земной жизни Божье Царство в своей душе, «перешел от смерти в жизнь», вечную жизнь с Богом.

3.2) В Танахе Бог открывал глаза людей на их греховные поступки – объяснял, изобличал, наказывал. Иисус Христос перенес внимание людей с внешних аспектов (поступков, поведения) на внутренние (мотивы). И в качестве основополагающей мотивации жизни людей Он провозгласил проповедь всеохватывающей Любви. На этом могучем основании Христос призывал не только любить Бога, ближних и себя, Он проповедовал любить и врагов. Значение Любви в сотворении человека, нужного Богу, изложил апостол Павел в 1Кор.13. Эта глава прекрасно описывает любовь в универсальной схеме вещей.

Важное для нас значение имеет повествование Христа о любви Бога к людям. Иисус говорил об Отце (Иоан.3:16): «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Иоанн дополнил эту мысль, четко поставив именно любовь Бога в основание: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас ... Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1Иоан.4:10-11).

Уместно здесь будет сравнить Золотое правило, высказанное до Иисуса, с тем, как сформулировал его Иисус. Конфуций учил: «Не делай другим того, чего бы ты не желал, чтобы делали тебе». Равви Гиллель сказал: «Что сам ненавидишь, никому не делай». Иисус же обратил негативную формулировку в позитивную, ограничение – в призыв к действию: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

И Сам Иисус делом явил Любовь, о которой проповедовал. Всё, что Он делал, говорит о Его заботе и безграничной любви к людям. Вот Он кормит многотысячную толпу, вот исцеляет всех увечных, слепых, немых... Вот Он плачет об умершем Лазаре; а вот – Его Любовь Вселенского масштаба в решении отдать Себя на великие муки ради людей. Эту роль Спасителя так отразил Наполеон: «Иисус Христос основал свое царство на любви». Сам Иисус имел возможность избежать тяжких мучений, даже не призывая легион ангелов – только лишь поговорил бы с Пилатом. Но Он молчал, ибо знал: в таком случае ясный свет Его учения тут же погаснет, и Его любимые чада опять погрузятся во тьму неверия и греха. Любовь к людям подвигнула Его стать за нас в проломе. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

3.3) Завоеватели принесли в Иудею горделивую философию высокомерия: что положено Юпитеру, не позволено быку. Иисус учил другому: смирению перед Богом и Божьим. Первая заповедь-блаженство в Нагорной проповеди гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Джон Р.У. Стотт дает такой комментарий: «Нам нечего пожертвовать, нечего предложить, нечем купить благоволение небес. Это язык нищих духом. Мы ничего не можем, кроме как с мытарем из Иисусовой притчи восклицать с опущенными долу глазами: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Как писал Кальвин: «Лишь тот, кто уничижился и кто уповает на милость Божью, нищ духом». Такому и только такому дается Царство Божье».

3.4) Иисус не просто явил нам Отца, фактически от Евангелий до Откровения Он учил о том, что Отец более всех. Почему-то этому Учению Христа очень многие не верят.

3.5) Наконец, Иисус существенно просветил вопрос о том, кто НЕ спасен. Красноречивыми фразами – мазками Он отметил тех, кто хотя и верует, но ненадёжен для Царства Божьего и потому не находит тесные врата и узкий путь, ведущие в жизнь (Мф.7:14).

Согласно учению Христа, возможна такая ситуация, что человек верует, крещен, относится с любовью к ближним, но, тем не менее, не будет спасён:

• В частности, это относится к «теплым», то есть к тем, для которых отношения с Богом не являются приоритетными в их жизни; о таких Иисус сказал, что «извергнет из уст» (Откр.3:16).

• Такую же участь Иисус обещает тем, кто верует, но не исполняет волю Отца Небесного (Мф.7:21), и кто принадлежит Церкви, но не приносит плода: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает» (Иоан.15:2).

• Такая же перспектива ожидает тех, кто не берёт своего креста (Мф.10:38) – то есть тех, кто верует, но уклоняется от следования Божьему призванию (см. также Ион.1:1-3).

• Кроме того, будут осуждены те, которые сами осуждают других (Лк.6:37), и не будут прощены те, кто сами не умеют прощать (Мф.6:15).

И важнейший принцип спасения (Лк.12:48): «...От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». (Речь не идет о большей или меньшей награде, но о небрежных написано (Лк.12:46): «рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными»). То есть, не исключено, что если малограмотная сестра заучила догмы, в которых содержится неверие чему-то из Учения Христа, то ее могут пропустить через заветную дверь; но не пропустят того, кто – по духовной небрежности – ее так научил.

К сожалению, многие христиане эти уточнения Христа просто не замечают.

А зачем нужна была Голгофа?

Эвересты бумаг написаны для того, чтобы объяснить необходимость жертвы Христа. Много чего предложено, но обычно упускают из виду, что именно Голгофа обеспечила живучесть Церкви и всего Учения Христа.

Казалось бы, Церковь можно было создать через обретение земной власти и внедрение веры с помощью силы. Но этот метод Бог исключил принципиально. Ведь Он Сам отказался насиловать волю людей. Особенность ситуации состояла в том, чтобы и решить проблему непослушания людей, и при этом не посягать на их свободу – чтобы люди тянулись к праведности сами, по своей доброй воле. Бог Сам Себя поставил в положение ожидающего у дверей. Он просто ждёт и принимает к Себе в вечность тех, кто откроет Ему двери сердца своего.

Представим, что Иисус, войдя в Иерусалим во славе, стал бы в нем царём. Кто потянулся бы к Нему? Всякие любители власти, денег, славы... Впрочем, в последующем люди «исправили» Христа. Церковь побраталась с властью, и в неё потянулись «всякие любители власти, денег, славы...». Но это потом, и не везде, и не навсегда.

Христу же был уготован путь пилигрима. О том, что Ему предстоит путь мучений, Спаситель говорил ученикам неоднократно. Например, Он говорил, что отдаст жизнь Свою, и это действо принесёт много плода, и что Он душу Свою положит за друзей. Говорил, что Ему «надлежит много пострадать и быть уничижену» (Мар.9:12); «должно много пострадать, и быть отвержену... и быть убиту» (Лк.9:22).

Чтобы получить возможность построить церковь, чистую от разных прилипал. Иисус собрал и научил костяк единомышленников. Яркой проповедью Он зажёг сердца учеников, но Иегова предусмотрел пройти Мессии через нечеловеческие и видимые всем миром страдания. И этот путь через страдания привёл к тому, что около Него остались только те, которые поверили Ему безотчётно.

Тем не менее, после Его казни были деморализованы и ученики. Хотя Иисус ранее говорил им, что воскреснет, они Его не понимали. Но вот они увидели Учителя воскресшим, и осознали это чудо как предтечу всеобщего воскресения. «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк.24:45). И, наконец, когда в день пятидесятницы произошло сошествие на них Святого Духа, они получили такой импульс веры в правоту учения Христа, что уже не боялись ничего. У них словно выросли крылья. Их избивали и казнили, но тут же вставали новые рыцари веры и шли всё дальше. Они своими телами строили Великую Душелечебницу.

Так, в результате Голгофы была обеспечена жизнеспособность созданного Иисусом детища, в водоворотах Леты Его Церковь смогла удержаться на плаву и возрастать. Добавим, что апостол Павел высказал мысль, созвучную этим словам Иисуса (Еф.5:25): «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».

А теперь иной вопрос: стремились бы мы – повторим: стремились бы мы сегодня к Отцу, если бы Иисус не прошёл путь ВИА ДЕ ЛА РОСА? Конечно же, нет. Если бы Он уклонился от Голгофы, то не было бы воскресения Христа, апостолы потихоньку разбрелись бы по своим местам, и Церковь бы не состоялась. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан.12:24). Не будь Голгофы, учение Христа умерло бы вместе с Учителем, и наставлять нас в познании Господа было бы некому. Многие народы были бы в плену у языческих религий, и, например, россияне, в лучшем (?) случае, поклонялись бы Перуну. Чтобы разбудить любимых чад от духовной спячки, Отец послал Своего Сына на лютую казнь, хотя это, конечно, было нелегко не только Сыну, но и Отцу.

...Одно воспоминание о Голгофе переполняет нас трепетной благодарностью к Христу за то, что Он претерпел великие муки и для нас, чтобы мы, озарённые Его Любовью, устремились к Богу. Агония умирающего Бога – это как резкий крик в непроглядной ночи. Голгофа – это призыв пригвожденного Мессии человечеству, больному самообожествлением: «Люди! Прекратите веровать в себя и идолов! Придите к Богу! Он любит вас!».

И Сын достучался до людских сердец. Голгофа была логическим завершением работы Великого Миссионера, последней победной Точкой в Его земной жизни. Эхо той смерти и воскресения звучит и сегодня, нимало не угасая. Христос зажёг лучезарный факел веры. Всем, кто хочет видеть, Он указал Путь, путь к спасению. При этом Он предложил Свою Помощь. Молитвенно призывая эту помощь, мы можем освобождаться от одного греховного устремления за другим, всё более приближаться к Богу. Иисус – небывалое в мире сочетание несоединяемого: Он Царь-Слуга; перед Ним все народы склоняются в смирении, а Он служит нам.

Вместо выводов.

Да, Иисус не оправдал ожидания тех евреев – не стал Царём, не освободил народ от захватчиков. Но Он совершил другое – установил Евангельское царство. Христос зажёг неугасимый Маяк, в свете которого легче отыскать ту узкую дверь, что ведёт к Богу; Он шире раскрыл дверь в небо, спрямил путь в вечность. И установил Иисус это царство триединым деянием.

Во-первых, Христос подарил миру новое Учение. Квинтэссенция учения Иисуса – Нагорная проповедь. Иисус описал в ней характер человека, который может пребывать в Царстве Божием, указал ориентиры, предостерег от крайностей, ошибок, развеял заблуждения. В основание, в центр мотивации Он положил Любовь, в первую очередь Бога к нам, и – в ответ – нашу к Нему.

Во-вторых, Он заложил фундамент Церкви, которая помогает решать задачи по совершенствованию человека и по распространению Благой вести. Жизнестойкость Церкви Иисус обеспечил, встав за нас в проломе – взойдя на крест и получив воскресение.

И, наконец, Величайший Полководец послал неисчислимую армию верующих, объединённых церковью и вооружённых Благой вестью – послал за границы избранного народа.

Именно эти три стороны миссии Христа дали возможность многим миллионам людей на всем земном шаре устремиться от греховной жизни к Богу. Армия Христа вошла во все пределы земли. Как пророчески сказал Иисус, она победила мир. Историк Филипп Шафф выразился точно: «Иисус из Назарета, без денег и без оружия, завоевал больше миллионов (людей)», чем любой из великих полководцев мира. Результат налицо: если «первоначальную» религию исповедуют лишь несколько миллионов человек, то христианами себя считают сотни миллионов.

Являясь непотопляемой Школой для всех племен и народов, творение Христа – церковь, как спасательный корабль – несёт своих пассажиров через житейские бури в жизнь вечную.


Читать дальше: 10. Вечеря Господня >>
---