4. Примирял ли Иисус Отца с людьми? В предыдущей статье мы подробно рассмотрели вопрос об умилостивлении Бога. Вопрос практически исчерпан, но скажем еще несколько слов о близком понятии примирении. Слова умилостивление и примирение несут разный оттенок (умилостивить принести дар с подобострастием, задобрить для своей выгоды; примирить же утишить гнев оскорбленного с целью установления прочного мира), потому мы сочли нужным рассмотреть эти понятия особо. Как отмечено ранее, почти все христиане веруют, что поскольку первые люди согрешили, мы живём под прессом первородного греха. Бог был оскорблён тем непослушанием (а также нашими сегодняшними грехами), и для того, чтобы Он нас смог прощать, потребовалось примирить Его с людьми. Чтобы обосновать необходимость наказания людей, было введено понятие «святой справедливости» Бога. Поскольку Бог является олицетворением справедливости, то за ослушание обязательно (?!!) должно следовать наказание. А далее следуют удивительные мысли. Люди-грешники сначала осуждают, а затем приводят в исполнение приговор, убив не просто невинного, но безгрешного Человека. И как пишут происходит нечто непонятное: Бог, по этой версии, удовлетворён, Его «святая справедливость» восторжествовала. Так, один богослов пишет: «когда свершилась казнь, справедливость восторжествовала умер Праведник, один за всех, и Божья святость была удовлетворена». На наш взгляд, под таким углом зрения надо бы говорить о торжестве несправедливости грешило множество, а пострадал один. В этой трактовке обычное представление о справедливости фактически оказывается попранным: за грехи людей отдают на казнь Того, Кто ни в чём не виновен! Выходит, жертва Богу будто бы важнее соблюдения правосудия в отношении безвинного Иисуса? А, между тем, Писание говорит нам: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Притч.21:3). Считают, что для примирения был разработан Богом специальный план, и что дело примирения совершил Иисус. Он, мол, умер «за нас», и, тем самым, (?!) примирил нас с Богом, и мы теперь можем с Ним общаться. Видный проповедник Джош Мак-Дауэл писал, что смерть Иисуса «в действительности была актом, в котором Бог через Христа примирился с миром». Приняв мучения, Иисус, мол, взял наше наказание и, тем самым, спас людей от Божьего гнева. Давайте представим всю эту картину: Всевышний весь в думах Он размышляет, как бы примирить... самого Себя с людьми?! И для того, чтобы решить эту проблему, Он посылает Сына на казнь. Бог оскорблён, но разрабатывает план, как умиротворить самого Себя!!! Так веруют ли люди в разумность Бога? И ведь Иисус не говорил, что Бог не может примириться с людьми без смерти Сына! Об этом мы писали в предыдущей статье: Бог как любил людей, так и продолжал их любить, а потому и Сына послал на тяжкие испытания. И ещё. Нам Иисус заповедал прощать обидчиков безо всяких условий! Что же, заповедь людям прощать безоговорочно, а Сам Бог, выходит, поступает «как автомат»: обидели надо наказывать? Один православный монах записал иное: «Сможет ли Бог простить? Эта мысль диавольская. Нет такого греха, которого Бог не может простить». По-видимому, говорить, что Бог не мог простить просто так, без наказания, значит, представлять Его либо не Всемогущим, либо ещё хуже. Тем не менее, большинство христианских церквей развивают версию, о том, что жертва Иисуса предназначалась для Бога Отца. Приведём одну выдержку. «Его смерть была уплатой нашего долга Богу». Так пишет автор фундаментального труда. Естественный вопрос: какой долг? Когда и что брал ребёнок у Бога, и этого Бог никак не может простить ребёнку? И какое отношение имела смерть Иисуса к мифическому долгу этого малышки? Неужели же сами приверженцы таких воззрений не видят этих «непонятностей»? Некоторые видят, видят и... удивляются. Вот что написал К.С. Льюис («Страдание»): «...смерть Его каким-то непостижимым образом изменила в лучшую сторону наши отношения со страшным и праведным Богом». «Храни здравомыслие и рассудительность» учит нас Божья мудрость (Притч.3:21). Но увы! Здравый смысл насмерть повержен заученной догмой. Что характерно: в таких учениях частенько проявляется "боязнь следующего шага", то есть их сторонники останавливаются за полшага до неприятных выводов. Если пройти эти полшага, то улетучится туман, и - обнажается едва прикрытая хула на Творца - умаление Всевышнего, унижение Его достоинства! Миллионы людей пишут, говорят, внушают - потребовалось Бога умиротворить, и не задумываются о том, с каким возмущением Бог обрушивал на евреев потоки разоблачений за их следование вероучениям соседей. Допустимо ли нам, вступившим в третье тысячелетие, говорить, что Бог принёс Самому Себе в качестве жертвы Своего Сына? Всевышний систематически пытался вытравить из душ евреев реликты языческих верований. И Ему это почти удалось. Но апостолы (а вслед за ними многие современные богословы) сделали решительный шаг назад: в Иисусово Учение вплетена чистейшая магия с кровью, человеческой жертвой Богу. Господи! Прости нас, от невидения это. Но почему не видим? Не потому ли, что не желаем вдуматься? Нет, не было у будто бы разобиженного Бога «проблемы примирения» с людьми! Повторим: всё это домыслили люди, ни Всевышний, ни Иисус о таком понимании жертвы на Голгофе не говорили ни разу. Да, и сегодня существует проблема примирения. Но не Бога с людьми, а людей с Богом! Как примирить с Богом людей, которые живут в неверии или хуже веруют, что есть Бог, а поступиться чем-либо из плотских утех не желают? Своей крестной смертью Иисус существенно облегчил решение этой проблемы. Но об этом мы ещё будем говорить. А теперь рассмотрим ещё одно действо Иисуса, о котором Он тоже не говорил, но начнём издалека, с Ветхого завета. Читать дальше: 5. Жертвы Богу >> |