Иисус, придя вторично, найдет ли веру?

13. Спасен ли я?
Можем ли мы это знать?

Разные церкви, исповедующие Христа, имеют различающиеся мнения о том, как обрести вечность. Ограничимся рассмотрением только взглядов на, так скажем, быстрый путь.

В ряде церквей прихожане без сомнений ожидают своё будущее – они уверены в том, что уже спасены. Говорят: приняв Иисуса как своего Спасителя, можно считать, что жизнь в Раю обеспечена. Популярный проповедник Билли Грэм в книге «Как обрести мир с Богом» для обретения вечной жизни предлагает прочитать одну молитву; «Только произнесите её не торопясь».

Эту уверенность основывают на строках из Библии. Так, Иисус говорил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мар.16:16). И апостолы писали подобное. «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в сына Божия, имеете жизнь вечную» (1Ин.5:13). «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8). Ещё: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». (Иоил.2:32; Деян.2:21; Рим.10:13). Люди считают уверенность в своём спасении нормой христианской жизни.

Но вот незадача: в том же Новом завете немало мыслей о спасении, так скажем, не радужной тональности. Апостол Пётр писал (1Пет.4:18): «праведник едва спасается». Павел (Флп.2:12): «со страхом и трепетом совершайте свое спасение». Но главное: Иисус, сказав приведённую выше короткую фразу (Мар.16:16), в других местах разъяснял, что не всякую веру Он считал достаточной. Так, Он говорил, что не будет спасен верующий, но «теплый» (Откр.3:16); не войдёт в Божье Царство верующий, но делающий мерзости (Матф.7:21-23). Ещё Его же мысли (Лк.13:24): «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут». Это ведь о тех, которые ищут, то есть они уверовали и крещены, но «поищут войти, и не возмогут». А вспомним еще притчу о десяти девах: Как всё это не согласуется с «кавалерийским методом» спасения, исповедуемым некоторыми церквями!

Коротко о спасении священнослужителей. Практически они впадают в «бытовые грехи» не более чем рядовые прихожане, а служат Богу, изучают Божье слово в гораздо большей степени. Это у многих порождает уверенность: «Ну, уж я-то, несомненно, спасён!» Напомним фразу Иисуса (Лк.12:48): «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». А ведь это важнейший критерий спасения! Малограмотной старушке достаточно познавать в притчах, которые «завязывают» на земле проповедники, а вот что спросится с них... Может, сами служители – настоящие подвижники веры, а Господь у них, имеющих большие дары, может, спросит о другом – чему они учили тех, кого пасли? В разных церквях проповедники один и тот же вопрос освещают по-разному – значит кто-то учит неправильному? Может, Христово учение было давным-давно искривлено; служителям надо бы, по примеру верийцев, лично исследовать, верно ли то, чему их самих учили. Не задаст ли Спаситель жёсткий вопрос: «Вы веровали в Меня, но почему вы не верили Мне?» Например, Иисус может напомнить, что Он на протяжении всей земной жизни и текстов Откровения неизменно выражал одну мысль: Отец более всех. Не равен, скажем, Сыну. Может Иисус напомнить и то, что Он показал тайнозрителю (Откр.22:1,3): в конце времён на вершине Божьей славы будут находиться лишь два престола – Отца и Агнца. Не один, и не три, а два. Так будут ли спасены те служители, которые веруют в Иисуса, но кое в чём не верят Ему? Нет, нельзя почивать на лаврах и служителям!

Отметим, что в дискуссиях о спасении иногда присутствует смешение понятий. Вот, к примеру, бывший наркоман, который покаялся, и Бог тут же очистил его: освободил от наркотиков, сигарет, сквернословия, исцелил от накопившихся болезней. Можем ли мы сказать, что этот человек спасен? Да! Но это не то спасение, о котором обычно ведется речь в церквях. Скажем притчей: человек шел по дороге своим путем, но упал в яму, и самостоятельно выбраться не может. Уже он обессилел и отчаялся, но тут пришел Иисус, протянул ему руку, и вытащил из этой смертельной ловушки. «Ура, я спасен!» – может воскликнуть тот человек. И будет прав. Спасен от этой ямы. Но – перед ним дорога, по которой он шел, и он должен продолжать свой путь. Он спасен (причем спасен навсегда и безусловно) – от этой ямы. Зато без помощи Иисуса у него есть шанс угодить в следующую.

Спасение от ловушки-греха – совсем не то же, что спасение сразу для вечной жизни.

Да, Иисус вытащил из ямы и показал путь, и сказал, что Сам будет всегда рядом. Однако Он не перенес человека сразу в конец дороги! Хоть и по следам Иисуса и с Его поддержкой, но этот путь человеку надлежит пройти полностью – своими ногами.

Как это далеко от усыпляющих внушений «уже спасен, раз и навсегда»! Это отрезвляет. Надо идти: «совершайте свое спасение». Надо идти быстрее, «дорожа временем, потому что дни лукавы» и «время уже коротко». Чтобы получить награду, надо даже бежать (1Кор.9:24). И никто не может сказать: я, мол, прошел уже много, уже хватит – Фил.3:13, Откр.3:17. И не оправдаемся тем, что устали: «в свое время пожнем, если не ослабеем». И никто не знает, где конец пути каждого: «бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Марк.13:33).

1. Чем же объяснить это, как кажется, противоречие – то, вроде бы, Иисус говорил, что спасение обрести можно будто бы легко, а то – Он же говорил, что некоторые из тех, кто ищет, не возмогут? Дело в том, что в Библии много утверждений, которые только на первый взгляд кажутся простыми, а на самом деле содержат важные тонкости. Коснёмся некоторых из них.

1.1. Цитата: «Бог обещал, значит, исполнит. Кто призовет имя Господне – верует и крестится, тот «на Суд не приходит». Говорят: Иисус нас уже спас. А правильно ли мы понимаем обещание Христа? Ведь в Библии не объясняется, как определять «качество» призыва этого человека – действительно ли он искренний, сердечный, достаточный? Обещал ли Иисус, что спасёт и таких, которые веруют, крещены, а сами потом не только прекращают ходить в церковь, но и даже дома не молятся? Говорят: «Некогда!». Зато находят время каждый вечер посмотреть пару телепередач, а иногда с друзьями переброситься в карты или спиртного пораспивать. А многие веруют, но поклоняются, в первую очередь, разным кумирам. Карьера, деньги, телевизор, автомобиль и прочее ближе к их сердцу, чем Бог. Они ведут плотской образ жизни – не умеют, да и не стремятся научиться прощать, устраивают скандалы и т.д. А если человек свой крест задвинул подальше от своих глаз?

Так веруют ли они в Бога? Веруют, конечно, веруют, но такая вера не определяет характер их жизни, она едва теплится. Умом человек верует, но мысли о Боге у него оттеснены куда-то на окраину жизненных интересов. А если спросить этих людей о спасении, ответят уверенно: «Да, я, как и все, грешен, но верую и крещён, значит, спасён». В самом деле: Иисусово требование, – как его толкуют многие, – эти христиане выполняют! Но возьмёт ли такого к Себе Бог? Конечно же, это решает Иисус, однако мы можем выразить сомнение, ведь Библия чётко говорит, что Бог у человека должен быть на первом месте, а не на задворках души.

1.2. Кто-то заявляет: «Я изучил Библию и верю ей, что спасён». А ведь есть важная «деталь», которую часто не замечают: Иисус говорил о бревне, застилающем глаза; и Павел чётко отметил, что у нас, в веке нынешнем, зрение лишь отчасти, как сквозь тусклое стекло.

Если не забывать этих слов, то приходим к выводу: люди верят НЕ Библии, а СВОЕМУ ПОНИМАНИЮ Библии. Повторим: мы физически не можем верить именно ей, потому что в веке нынешнем Бог, по своему промыслу, не дал нам возможности познать истину в полном и не искривлённом виде.

1.3. Но главное, на наш взгляд, заключается в следующем. В Притчах 16:2 сказано: «Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души». Ещё (1Цар.16:7): «человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». Пригодность человека для вечности Бог оценивает по состоянию человеческого сердца, по «качеству» души. Но не дал нам Бог дара – видеть сердце, ни свое, ни чужое! Да, Иисус перечислил ряд дел, которые надо осуществить для спасения, а вот безошибочно определять плоды этих дел, оценить глубину состоявшейся веры, рассмотреть сердце человека Бог нам не дал уменья. Вот Иисус сразу увидел Ахиллесову пяту в вере молодого начальника (Мф.19:20-22), а умеем ли мы это делать? Нет, Бог даже не учил людей, как определять готовность или неготовность человеческой души для вечности.

2. В обоснование своей уверенности приводят аргументы.

2.1. Так, вспоминают разбойника – он, мол, лишь молитвенно обратился к Иисусу – и взят в Рай. Положение, видимо, сложнее. Никто перед разбойником не стоял с Библией в руках и не уговаривал произнести слова покаяния; он сам, страдая от сильнейших болей, сожалел не о себе, а о безвинно страдающем Праведнике. Всего лишь за нескольких часов его душа смогла совершить гигантский нравственный скачок, и это увидел Иисус. Умеем ли мы определять такую работу души?

2.2. Говорят: Бог хочет, чтобы спаслись все (1Тим.2:4), а что может противостоять Его желанию? Простой пример: добрый профессор, может, желает на экзамене всем студентам поставить пятёрки, но ведь это же зависит ещё и от прилежания экзаменуемых! Так может, и Бог желал бы всех спасти, но Он же Сам многое положил в зависимость от воли людей. Многие же, однажды уверовав и крестившись, потом свою волю направили на не богоугодные дела.

2.3. Ещё приём, которым, в первую очередь, себя убеждают сторонники обеспеченности спасения. Они говорят: «Бог уже дал каждому дар спасения, и, если сам человек приложит усилия, то будет этот дар иметь». И упускают из виду, что эти усилия очень разные. Один готов Богу и ближнему отдать свою рубашку, а другой практически в табели о значимости для его жизни ставит Бога куда-то на третье-пятое место. А ведь он тоже тянет руку за Божьим даром, тоже поёт вместе со всеми: «Нет сомненья, я спасён». Нет, «ничто нечистое не войдёт:», за этим зорко следит Создатель. Эпизод с разбойником учит, что любое решение о предоставлении дара спасения каждому человеку Господь может принять в самый последний час. То есть не до начала его жизни, а по её ходу. Собственно, об этом пишет Библия, когда извещает о записях имён в Книгу жизни, и об изглаживании из неё.

2.4. «Хорошо, – соглашаются некоторые: мы не можем что-то утверждать о других, но Дух Божий свидетельствует духу моему, что я спасён». Ох, как много таких «свидетельств духа», не Божье происхождение которых иногда видно невооружённым взглядом! А может, это иной дух искушает: «Не жди со смирением Божьего решения, пребывай в сладкой уверенности!».

Некоторые говорят: «Своё-то сердце я знаю! Я искренно и полностью посвятил свою жизнь Богу» (несмотря на Пс.138:23-24, Иер.17:9 и Евр.3:12), ставят вопрос так: «Если прямо сейчас я расстанусь с земной жизнью, то могу ли я быть уверен, что окажусь на небесах?» И отвечают себе на этот вопрос положительно. Что ж, может быть, да. Но дело в том, что вот прямо-то сейчас он с жизнью еще не расстается. И даже если в настоящее время состояние человека соответствует тому, чтобы оказаться с Иисусом, то это ровным счетом ничего не означает. Ибо всякий человек будет еще испытан, даже многократно, об этом говорил Иисус, и писали апостолы:

«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). «А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лук.8:13).

Так что же можем сказать о тех, кто как «упавшее на камень»? Ведь они крещены и веруют и даже слово с радостью принимают. Но спасены ли они?

3. Так верим ли мы в то, что Бог сегодня имеет возможность сказать да или нет? Или Он, некогда одарив своих чад, больше в вопросе спасения конкретного человека ничего не решает? Разве «качество» веры Бога уже не интересует? Неужели Он фактически обязан сказать только да? А ведь апостол Павел писал: «Хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь». Один автор написал: «Бог не даёт права человеку быть окончательным судьёй самому себе, потому что это было бы посягательством на Его божественное право и поставило бы грешника на место Самого Бога». Может, согласимся с этим автором? Тем более что апостол написал очень чётко (1Кор.4:5): «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке». Да, надо, надо проповедовать необходимость устремляться к Богу, к спасению, а вот проповедь обеспеченности спасения – это, по нашему мнению, проповедь самоуспокоенности, проповедь антисмирения, это – сонная таблетка для тех, кто может, а потому должен больше работать для Бога. Ведь для подавляющего числа людей покаяние и крещение – лишь первый шаг на желанном пути.

Иисус сказал: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Те служители, которые исповедуют облегчённый вариант спасения, говорят кающемуся иное: «Прочитай молитву, и – если сегодня ночью окончатся земные дни твои – ты [без всякого усилия] удостоишься вечности». Нет, нельзя возводить в абсолют отрывочно взятые фразы и игнорировать другие мысли Иисуса.

Взойдя на Голгофу, Спаситель создал предпосылки для спасения каждого. Теперь каждый человек, имея такого учителя, как созданная Иисусом Церковь, имеет возможность что-то делать для своего спасения – делать руками, умом, душой. Но в Библии сказано, что наличие определённых дел ещё не даёт гарантии спасения! Этот парадокс имеет лишь одно решение: человек только делает, а Бог оценивает плод его дел – взвешивает Его душу и решает, берёт ли этого человека в вечность, или не берёт. Иисус нам дал лишь ориентиры спасения. А люди вроде бы соглашаются, что всё решает Бог, но фактически уверены, что лично они УЖЕ оправданы. Кто так решил? Сам человек:

4. Подведём итоги.

Есть две крайности. Первая: «Я великий грешник, я всё равно не спасён, а потому...». И вторая: «Уверовав и крестившись, а, также стараясь жить по Библии, я знаю точно, что спасён». Но есть и третий, не крайний вариант: «Уверовав, крестившись и стараясь жить по Библии, я очень хочу обрести вечность; но осознаю, что в чём-то могу ошибиться, а потому последнее слово за Богом, и со смирением ожидаю любое Его решение». Показателен ответ Седраха, Мисаха и Авденаго царю Навуходоносору: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит». На этом многие христиане останавливаются. Но сии богобоязненные мужи продолжают: «Если же и не будет того...»(!) Их смирение перед Богом и доверие Богу было полным независимо от решения, которое примет Господь.

На наш взгляд, есть водораздел: или я, размышляя о моём спасении, преисполнен смирения к воле Божьей, или в этом вопросе я сам Бог. Как только человек произносит хотя бы в душе уверенное «я спасён», это означает, что он фактически заявляет Всевышнему: «Этот вопрос Ты отдал мне, я самого себя судил и оправдал». Вроде бы человек по-прежнему любит Христа, молится Ему, но убедив себя, что спасение у него «в кармане», практически в этом вопросе на Иисуса перестает уповать. Ведь теперь ему для спасения уже Бог не нужен – он-де спасён! Приведём любопытную цитату из книги буддиста (они под спасением, в частности, понимают рождение в Чистой земле). «Если я буду уверенно думать о том, что я непременно рожусь в Чистой земле, то это желаемое не осуществится»

А может, всё-таки надо прислушаться к мнению апостола – поубавить уверенности, и спасение своё вершить со страхом и трепетом? Может, отдать Богу Богово, а самим преисполниться смирения? А вдруг – Он скажет: «Да, вы веровали в Меня, много делали во славу Мою, но при этом в вопросе о спасении проявляли самомнение, отсутствие смирения, не желали ждать Моего решения. Отойдите от Меня, делавшие беззаконие. Я никогда не знал вас».

Иисус учил, что надо делать, чтобы устремляться к вечности, но Он НЕ УЧИЛ, как определять плоды этих устремлений. Вопрос о том, спасён ли данный человек, Бог всё-таки оставил за собой, это Он оценит глубину веры человека. Люди же не желают ждать Божьего решения, они веруют лишь тем Его словам о спасении, которые им нравятся, и не воспринимают другие мысли Иисуса, которым верить не хочется.

Иногда нас спрашивают: «Так вы сомневаетесь в своём спасении?» Отвечаем просто: «мы не сомневаемся – имея зрение лишь отчасти, гадательно, мы можем его только желать. Как утверждено в символе веры, «мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века»». Чаять – это надеяться, уповать, ожидать, предполагать. Но вовсе не быть уверенным и просто проводить время в ожидании.

Выводы:

Мы можем устремляться к Богу, а вот имеем ли плод, достойный благодати спасения, оценит только Бог. Решающий, повторим: решающий голос Бог оставил за собой.

Не всякий, кто верует и крещён, будет взят в Божье царство; Иисус в разных эпизодах сделал множество разъяснений, которые игнорировать нельзя. Если попытаться найти такое понимание разных мыслей о спасении, которое не противоречило бы ни одному высказыванию Спасителя, получается примерно следующее: «Кто будет веровать так, как Богу угодно – а это Он оценит сам – и крещён, спасён будет».

К тем, кому Бог дал большие дары, у Него больший спрос.

Проповедь обеспеченности спасения – это, по нашему мнению, проповедь самоуспокоенности, проповедь антисмирения, это – сонная таблетка для тех, кто может, а потому должен больше работать для Бога.

PS

Иногда с кафедр произносят проповеди, призывающие всё-таки осторожно относиться к мнению о том, спасён ли данный человек, или нет. К сожалению, эффект от подобных призывов часто нулевой, потому что они накрепко заглушаются песнопениями типа: «Радуйтесь со мной, люди: нет сомнения, я спасён».


Читать дальше: 14. Грех – монстр? >>
---