13. Спасен ли я? Можем ли мы это знать? Разные церкви, исповедующие Христа, имеют различающиеся мнения о том, как обрести вечность. Ограничимся рассмотрением только взглядов на, так скажем, быстрый путь. В ряде церквей прихожане без сомнений ожидают своё будущее они уверены в том, что уже спасены. Говорят: приняв Иисуса как своего Спасителя, можно считать, что жизнь в Раю обеспечена. Популярный проповедник Билли Грэм в книге «Как обрести мир с Богом» для обретения вечной жизни предлагает прочитать одну молитву; «Только произнесите её не торопясь». Эту уверенность основывают на строках из Библии. Так, Иисус говорил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мар.16:16). И апостолы писали подобное. «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в сына Божия, имеете жизнь вечную» (1Ин.5:13). «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8). Ещё: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». (Иоил.2:32; Деян.2:21; Рим.10:13). Люди считают уверенность в своём спасении нормой христианской жизни. Но вот незадача: в том же Новом завете немало мыслей о спасении, так скажем, не радужной тональности. Апостол Пётр писал (1Пет.4:18): «праведник едва спасается». Павел (Флп.2:12): «со страхом и трепетом совершайте свое спасение». Но главное: Иисус, сказав приведённую выше короткую фразу (Мар.16:16), в других местах разъяснял, что не всякую веру Он считал достаточной. Так, Он говорил, что не будет спасен верующий, но «теплый» (Откр.3:16); не войдёт в Божье Царство верующий, но делающий мерзости (Матф.7:21-23). Ещё Его же мысли (Лк.13:24): «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут». Это ведь о тех, которые ищут, то есть они уверовали и крещены, но «поищут войти, и не возмогут». А вспомним еще притчу о десяти девах: Как всё это не согласуется с «кавалерийским методом» спасения, исповедуемым некоторыми церквями! Коротко о спасении священнослужителей. Практически они впадают в «бытовые грехи» не более чем рядовые прихожане, а служат Богу, изучают Божье слово в гораздо большей степени. Это у многих порождает уверенность: «Ну, уж я-то, несомненно, спасён!» Напомним фразу Иисуса (Лк.12:48): «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». А ведь это важнейший критерий спасения! Малограмотной старушке достаточно познавать в притчах, которые «завязывают» на земле проповедники, а вот что спросится с них... Может, сами служители настоящие подвижники веры, а Господь у них, имеющих большие дары, может, спросит о другом чему они учили тех, кого пасли? В разных церквях проповедники один и тот же вопрос освещают по-разному значит кто-то учит неправильному? Может, Христово учение было давным-давно искривлено; служителям надо бы, по примеру верийцев, лично исследовать, верно ли то, чему их самих учили. Не задаст ли Спаситель жёсткий вопрос: «Вы веровали в Меня, но почему вы не верили Мне?» Например, Иисус может напомнить, что Он на протяжении всей земной жизни и текстов Откровения неизменно выражал одну мысль: Отец более всех. Не равен, скажем, Сыну. Может Иисус напомнить и то, что Он показал тайнозрителю (Откр.22:1,3): в конце времён на вершине Божьей славы будут находиться лишь два престола Отца и Агнца. Не один, и не три, а два. Так будут ли спасены те служители, которые веруют в Иисуса, но кое в чём не верят Ему? Нет, нельзя почивать на лаврах и служителям! Отметим, что в дискуссиях о спасении иногда присутствует смешение понятий. Вот, к примеру, бывший наркоман, который покаялся, и Бог тут же очистил его: освободил от наркотиков, сигарет, сквернословия, исцелил от накопившихся болезней. Можем ли мы сказать, что этот человек спасен? Да! Но это не то спасение, о котором обычно ведется речь в церквях. Скажем притчей: человек шел по дороге своим путем, но упал в яму, и самостоятельно выбраться не может. Уже он обессилел и отчаялся, но тут пришел Иисус, протянул ему руку, и вытащил из этой смертельной ловушки. «Ура, я спасен!» может воскликнуть тот человек. И будет прав. Спасен от этой ямы. Но перед ним дорога, по которой он шел, и он должен продолжать свой путь. Он спасен (причем спасен навсегда и безусловно) от этой ямы. Зато без помощи Иисуса у него есть шанс угодить в следующую. Спасение от ловушки-греха совсем не то же, что спасение сразу для вечной жизни. Да, Иисус вытащил из ямы и показал путь, и сказал, что Сам будет всегда рядом. Однако Он не перенес человека сразу в конец дороги! Хоть и по следам Иисуса и с Его поддержкой, но этот путь человеку надлежит пройти полностью своими ногами. Как это далеко от усыпляющих внушений «уже спасен, раз и навсегда»! Это отрезвляет. Надо идти: «совершайте свое спасение». Надо идти быстрее, «дорожа временем, потому что дни лукавы» и «время уже коротко». Чтобы получить награду, надо даже бежать (1Кор.9:24). И никто не может сказать: я, мол, прошел уже много, уже хватит Фил.3:13, Откр.3:17. И не оправдаемся тем, что устали: «в свое время пожнем, если не ослабеем». И никто не знает, где конец пути каждого: «бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Марк.13:33). 1. Чем же объяснить это, как кажется, противоречие то, вроде бы, Иисус говорил, что спасение обрести можно будто бы легко, а то Он же говорил, что некоторые из тех, кто ищет, не возмогут? Дело в том, что в Библии много утверждений, которые только на первый взгляд кажутся простыми, а на самом деле содержат важные тонкости. Коснёмся некоторых из них. 1.1. Цитата: «Бог обещал, значит, исполнит. Кто призовет имя Господне верует и крестится, тот «на Суд не приходит». Говорят: Иисус нас уже спас. А правильно ли мы понимаем обещание Христа? Ведь в Библии не объясняется, как определять «качество» призыва этого человека действительно ли он искренний, сердечный, достаточный? Обещал ли Иисус, что спасёт и таких, которые веруют, крещены, а сами потом не только прекращают ходить в церковь, но и даже дома не молятся? Говорят: «Некогда!». Зато находят время каждый вечер посмотреть пару телепередач, а иногда с друзьями переброситься в карты или спиртного пораспивать. А многие веруют, но поклоняются, в первую очередь, разным кумирам. Карьера, деньги, телевизор, автомобиль и прочее ближе к их сердцу, чем Бог. Они ведут плотской образ жизни не умеют, да и не стремятся научиться прощать, устраивают скандалы и т.д. А если человек свой крест задвинул подальше от своих глаз? Так веруют ли они в Бога? Веруют, конечно, веруют, но такая вера не определяет характер их жизни, она едва теплится. Умом человек верует, но мысли о Боге у него оттеснены куда-то на окраину жизненных интересов. А если спросить этих людей о спасении, ответят уверенно: «Да, я, как и все, грешен, но верую и крещён, значит, спасён». В самом деле: Иисусово требование, как его толкуют многие, эти христиане выполняют! Но возьмёт ли такого к Себе Бог? Конечно же, это решает Иисус, однако мы можем выразить сомнение, ведь Библия чётко говорит, что Бог у человека должен быть на первом месте, а не на задворках души. 1.2. Кто-то заявляет: «Я изучил Библию и верю ей, что спасён». А ведь есть важная «деталь», которую часто не замечают: Иисус говорил о бревне, застилающем глаза; и Павел чётко отметил, что у нас, в веке нынешнем, зрение лишь отчасти, как сквозь тусклое стекло. Если не забывать этих слов, то приходим к выводу: люди верят НЕ Библии, а СВОЕМУ ПОНИМАНИЮ Библии. Повторим: мы физически не можем верить именно ей, потому что в веке нынешнем Бог, по своему промыслу, не дал нам возможности познать истину в полном и не искривлённом виде. 1.3. Но главное, на наш взгляд, заключается в следующем. В Притчах 16:2 сказано: «Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души». Ещё (1Цар.16:7): «человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». Пригодность человека для вечности Бог оценивает по состоянию человеческого сердца, по «качеству» души. Но не дал нам Бог дара видеть сердце, ни свое, ни чужое! Да, Иисус перечислил ряд дел, которые надо осуществить для спасения, а вот безошибочно определять плоды этих дел, оценить глубину состоявшейся веры, рассмотреть сердце человека Бог нам не дал уменья. Вот Иисус сразу увидел Ахиллесову пяту в вере молодого начальника (Мф.19:20-22), а умеем ли мы это делать? Нет, Бог даже не учил людей, как определять готовность или неготовность человеческой души для вечности. 2. В обоснование своей уверенности приводят аргументы. 2.1. Так, вспоминают разбойника он, мол, лишь молитвенно обратился к Иисусу и взят в Рай. Положение, видимо, сложнее. Никто перед разбойником не стоял с Библией в руках и не уговаривал произнести слова покаяния; он сам, страдая от сильнейших болей, сожалел не о себе, а о безвинно страдающем Праведнике. Всего лишь за нескольких часов его душа смогла совершить гигантский нравственный скачок, и это увидел Иисус. Умеем ли мы определять такую работу души? 2.2. Говорят: Бог хочет, чтобы спаслись все (1Тим.2:4), а что может противостоять Его желанию? Простой пример: добрый профессор, может, желает на экзамене всем студентам поставить пятёрки, но ведь это же зависит ещё и от прилежания экзаменуемых! Так может, и Бог желал бы всех спасти, но Он же Сам многое положил в зависимость от воли людей. Многие же, однажды уверовав и крестившись, потом свою волю направили на не богоугодные дела. 2.3. Ещё приём, которым, в первую очередь, себя убеждают сторонники обеспеченности спасения. Они говорят: «Бог уже дал каждому дар спасения, и, если сам человек приложит усилия, то будет этот дар иметь». И упускают из виду, что эти усилия очень разные. Один готов Богу и ближнему отдать свою рубашку, а другой практически в табели о значимости для его жизни ставит Бога куда-то на третье-пятое место. А ведь он тоже тянет руку за Божьим даром, тоже поёт вместе со всеми: «Нет сомненья, я спасён». Нет, «ничто нечистое не войдёт:», за этим зорко следит Создатель. Эпизод с разбойником учит, что любое решение о предоставлении дара спасения каждому человеку Господь может принять в самый последний час. То есть не до начала его жизни, а по её ходу. Собственно, об этом пишет Библия, когда извещает о записях имён в Книгу жизни, и об изглаживании из неё. 2.4. «Хорошо, соглашаются некоторые: мы не можем что-то утверждать о других, но Дух Божий свидетельствует духу моему, что я спасён». Ох, как много таких «свидетельств духа», не Божье происхождение которых иногда видно невооружённым взглядом! А может, это иной дух искушает: «Не жди со смирением Божьего решения, пребывай в сладкой уверенности!». Некоторые говорят: «Своё-то сердце я знаю! Я искренно и полностью посвятил свою жизнь Богу» (несмотря на Пс.138:23-24, Иер.17:9 и Евр.3:12), ставят вопрос так: «Если прямо сейчас я расстанусь с земной жизнью, то могу ли я быть уверен, что окажусь на небесах?» И отвечают себе на этот вопрос положительно. Что ж, может быть, да. Но дело в том, что вот прямо-то сейчас он с жизнью еще не расстается. И даже если в настоящее время состояние человека соответствует тому, чтобы оказаться с Иисусом, то это ровным счетом ничего не означает. Ибо всякий человек будет еще испытан, даже многократно, об этом говорил Иисус, и писали апостолы: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). «А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лук.8:13). Так что же можем сказать о тех, кто как «упавшее на камень»? Ведь они крещены и веруют и даже слово с радостью принимают. Но спасены ли они? 3. Так верим ли мы в то, что Бог сегодня имеет возможность сказать да или нет? Или Он, некогда одарив своих чад, больше в вопросе спасения конкретного человека ничего не решает? Разве «качество» веры Бога уже не интересует? Неужели Он фактически обязан сказать только да? А ведь апостол Павел писал: «Хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь». Один автор написал: «Бог не даёт права человеку быть окончательным судьёй самому себе, потому что это было бы посягательством на Его божественное право и поставило бы грешника на место Самого Бога». Может, согласимся с этим автором? Тем более что апостол написал очень чётко (1Кор.4:5): «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке». Да, надо, надо проповедовать необходимость устремляться к Богу, к спасению, а вот проповедь обеспеченности спасения это, по нашему мнению, проповедь самоуспокоенности, проповедь антисмирения, это сонная таблетка для тех, кто может, а потому должен больше работать для Бога. Ведь для подавляющего числа людей покаяние и крещение лишь первый шаг на желанном пути. Иисус сказал: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Те служители, которые исповедуют облегчённый вариант спасения, говорят кающемуся иное: «Прочитай молитву, и если сегодня ночью окончатся земные дни твои ты [без всякого усилия] удостоишься вечности». Нет, нельзя возводить в абсолют отрывочно взятые фразы и игнорировать другие мысли Иисуса. Взойдя на Голгофу, Спаситель создал предпосылки для спасения каждого. Теперь каждый человек, имея такого учителя, как созданная Иисусом Церковь, имеет возможность что-то делать для своего спасения делать руками, умом, душой. Но в Библии сказано, что наличие определённых дел ещё не даёт гарантии спасения! Этот парадокс имеет лишь одно решение: человек только делает, а Бог оценивает плод его дел взвешивает Его душу и решает, берёт ли этого человека в вечность, или не берёт. Иисус нам дал лишь ориентиры спасения. А люди вроде бы соглашаются, что всё решает Бог, но фактически уверены, что лично они УЖЕ оправданы. Кто так решил? Сам человек: 4. Подведём итоги. Есть две крайности. Первая: «Я великий грешник, я всё равно не спасён, а потому...». И вторая: «Уверовав и крестившись, а, также стараясь жить по Библии, я знаю точно, что спасён». Но есть и третий, не крайний вариант: «Уверовав, крестившись и стараясь жить по Библии, я очень хочу обрести вечность; но осознаю, что в чём-то могу ошибиться, а потому последнее слово за Богом, и со смирением ожидаю любое Его решение». Показателен ответ Седраха, Мисаха и Авденаго царю Навуходоносору: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит». На этом многие христиане останавливаются. Но сии богобоязненные мужи продолжают: «Если же и не будет того...»(!) Их смирение перед Богом и доверие Богу было полным независимо от решения, которое примет Господь. На наш взгляд, есть водораздел: или я, размышляя о моём спасении, преисполнен смирения к воле Божьей, или в этом вопросе я сам Бог. Как только человек произносит хотя бы в душе уверенное «я спасён», это означает, что он фактически заявляет Всевышнему: «Этот вопрос Ты отдал мне, я самого себя судил и оправдал». Вроде бы человек по-прежнему любит Христа, молится Ему, но убедив себя, что спасение у него «в кармане», практически в этом вопросе на Иисуса перестает уповать. Ведь теперь ему для спасения уже Бог не нужен он-де спасён! Приведём любопытную цитату из книги буддиста (они под спасением, в частности, понимают рождение в Чистой земле). «Если я буду уверенно думать о том, что я непременно рожусь в Чистой земле, то это желаемое не осуществится» А может, всё-таки надо прислушаться к мнению апостола поубавить уверенности, и спасение своё вершить со страхом и трепетом? Может, отдать Богу Богово, а самим преисполниться смирения? А вдруг Он скажет: «Да, вы веровали в Меня, много делали во славу Мою, но при этом в вопросе о спасении проявляли самомнение, отсутствие смирения, не желали ждать Моего решения. Отойдите от Меня, делавшие беззаконие. Я никогда не знал вас». Иисус учил, что надо делать, чтобы устремляться к вечности, но Он НЕ УЧИЛ, как определять плоды этих устремлений. Вопрос о том, спасён ли данный человек, Бог всё-таки оставил за собой, это Он оценит глубину веры человека. Люди же не желают ждать Божьего решения, они веруют лишь тем Его словам о спасении, которые им нравятся, и не воспринимают другие мысли Иисуса, которым верить не хочется. Иногда нас спрашивают: «Так вы сомневаетесь в своём спасении?» Отвечаем просто: «мы не сомневаемся имея зрение лишь отчасти, гадательно, мы можем его только желать. Как утверждено в символе веры, «мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века»». Чаять это надеяться, уповать, ожидать, предполагать. Но вовсе не быть уверенным и просто проводить время в ожидании. Выводы: Мы можем устремляться к Богу, а вот имеем ли плод, достойный благодати спасения, оценит только Бог. Решающий, повторим: решающий голос Бог оставил за собой. Не всякий, кто верует и крещён, будет взят в Божье царство; Иисус в разных эпизодах сделал множество разъяснений, которые игнорировать нельзя. Если попытаться найти такое понимание разных мыслей о спасении, которое не противоречило бы ни одному высказыванию Спасителя, получается примерно следующее: «Кто будет веровать так, как Богу угодно а это Он оценит сам и крещён, спасён будет». К тем, кому Бог дал большие дары, у Него больший спрос. Проповедь обеспеченности спасения это, по нашему мнению, проповедь самоуспокоенности, проповедь антисмирения, это сонная таблетка для тех, кто может, а потому должен больше работать для Бога. PS Иногда с кафедр произносят проповеди, призывающие всё-таки осторожно относиться к мнению о том, спасён ли данный человек, или нет. К сожалению, эффект от подобных призывов часто нулевой, потому что они накрепко заглушаются песнопениями типа: «Радуйтесь со мной, люди: нет сомнения, я спасён». Читать дальше: 14. Грех монстр? >> |