Приложение 3. Мифы о Боге: Миф 1 Бог Всеведающ Широко распространены некоторые утверждения о Боге, взятые как будто бы из Библии, но... основанные на частной истине. Ибо находятся в Библии и другие стихи, говорящие об обратной стороне тех же утверждений о Боге. И если дополнить одно другим, то можно прийти к непривычным, но вполне обоснованным выводам... Миф 1. Бог Всеведающ. Многие люди понимают всеведение Бога так, что Он знает всё, что было, знает всё, что происходит сейчас, а, кроме того, знает и всё, что будет. В частности, Ему, как будто бы, известен жизненный путь каждого человека вплоть до мелочей. А о чем ином, казалось бы, говорят слова псалмопевца: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:15-16)? И еще: «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные. Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» (Сир.23:27-29).
И вот, основываясь на таком понимании, в некоторых церквях заявляют: Бог всё заранее знает; Бог знал, и что Адам ослушается Его; Бог уже сейчас знает, кто будет спасен, а кто нет (особенно если добавить к этому Ефес.1:4-5, Рим.8:29-30). Подобного рода утверждения вызывают естественное недоумение как же так, раз Бог уже все знает, то что же тогда от нас зависит?
Но всё встанет на свои места, если не приписывать Богу лишнего, а согласиться с тем, что Бог знает не всё, и что Он не всеведающ! Что же такое есть, чего Всемогущий Бог может не знать? А ответ прост:
Да, да! Даровав человеку свободную волю, Бог Сам отказался от ведения того, как будет поступать человек в тех или иных обстоятельствах, и Сам поступает так или иначе в зависимости уже от того, каков выбор людей (предварительно предоставляя им этот выбор). И Библия не скупится показать нам это на многочисленных примерах.
Быт.3:9,11. Господь не сразу выгоняет Адама и Еву из рая, но сначала дает им возможность повиниться перед Ним. Быт.4:9-10. Господь не сразу обличает и проклинает Каина, но сначала дает тому возможность покаяться. Быт.6:5-6. Потоп вследствие беззаконий. Если бы Господь заранее знал, что дело дойдет до таких беззаконий, ему не было бы нужды дожидаться столь великого развращения человеков на земле. Бог мог бы уничтожить тех людей и раньше. И дело здесь вовсе не в назидательном моменте для тех людей, ибо хоть так, хоть так, они не поняли, почему потоп уничтожает их. 4Цар.20:1-6. Бог изменил свое предначертание для Езекии по его молитве. Какой смысл Богу был бы заставлять Езекию молиться и плакать, если Богу и так известно, что таков этот человек Езекия что бы то ни было, но обратится к Богу и слезно попросит об исцелении? Но Бог не знал... Книга пророка Ионы. Бог не сразу решил уничтожить Ниневию, но сначала послал туда Иону проповедовать. Жители Ниневии в раскаянии обратились к Богу, и тогда только «пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел». Книга Иова. Если предположить, что Богу прекрасно было известно, что Иов ничем против Него не согрешит и не скажет ничего неразумного, то какова же цель этого «эксперимента»? Доказать что-то сатане? Какой смысл? Кто такой сатана против Бога? Но если согласиться с тем, что Богу результат «эксперимента» заранее был неизвестен, то действия Бога и сатаны становятся вполне понятными. Сатана приходит и говорит: «Иов богобоязнен только потому, что Ты его благословляешь». А Бог ему: «А мне думается, что не только поэтому, но проверить надо». И только после проверки Бог указывает сатане: «ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (Иов.2:3). Если бы Богу была наперед известна реакция Иова, Он мог бы ответить сатане: «Иди, сатана, не надо тут клеветать. Уж я-то знаю, что Иов безвинен, а не таков, как ты говоришь». Еще: Откр.3:20 «если кто услышит голос Мой и отворит...» Быт.18:21 «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так...» И т.д., и т.д, и т.д. Итак, мы склонны считать, что Богу не все известно наперед. Но как же тогда говорит псалмопевец: «в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было»? Парадокс? Ничуть. По всей видимости, ответ кроется в том, что Бог знает, конечно, многое, и, в частности, что Он знает так это все варианты поведения человека (и они-то записаны «в Его книге»). А вот какой вариант человек выберет это зависит уже не от Бога, а от самого человека.
Еще утверждение: «Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1Пар.28:9). Да, Господь знает все движения мыслей, но лишь после того, как испытает сердца. Для Него до последнего момента остается загадкой, к каким же результатам эти движения приведут. По «движению мыслей» Господь, возможно, может определять лишь то, какой из результатов более вероятен. Но любой из набора предопределенных для человека возможных результатов остается вполне вероятным вплоть до того момента, как один из них произойдет. Кстати сказать, возможных результатов может оказаться не так уж и много, и выбор у человека, подчас, невелик, но он есть. А что изберет человек из предложенных Богом вариантов это-то Богу неведомо.
Следует отметить, что есть в Библии также и высказывания, которые, казалось бы, говорят о полном предопределении для человека: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер.10:23). Но, как представляется нам, речь здесь лишь о том, что Бог иногда может резко ограничить выбор человека. Настолько резко, что тому покажется, что Бог буквально заставляет его выбрать именно такой-то путь. Приводят в изумление многие предсказания будущего, которые Бог говорит через Своих пророков или открывает тем, кому Он дал дар прозорливости. Исполняются вплоть до деталей пророчества о судьбах и отдельных людей, и городов, и целых народов! О чем говорят эти удивительный факты? Скорее не о всезнании Бога, а о Его великом могуществе. Иногда Бог ограничивает выбор человека совершенно для него незаметно, и направляет путь человека, и располагает или ожесточает сердце его так, что исполняется Его воля. Вот один из примеров Иис.Нав.11:19-20: «Не было [ни одного] города, который заключил бы мир с сынами Израилевыми, кроме Евеев, жителей Гаваона: все взяли они войною; ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею». Итак, нам представляется убедительным следующий взгляд: человеку предопределены основные контуры жизни, в пределах которых он волен выбирать из нескольких вариантов, поступить ли ему в «запланированной» ситуации так или иначе. Нам «расписан» набор вариантов поведения, а мы имеем возможность выбирать. Вот, мальчишка впускает рыбок в аквариум. Он определяет их породу, какие там будут растения, какая в нём будет температура, освещённость, вид и количество питания и т.д. Однако он не определяет, будет ли данная рыбка плавать наверху или забьётся в угол. Рыбки тоже обладают свободой, но в пределах предопределённого. Да, люди как актёры некоей пьесы, в которой обусловлен сценарий «игры», реквизит и прочее. Но всё-таки люди не созданы безвольными марионетками. Есть возможности для «игры» талантливой, старательной или халтурной. Многое предоставляется нам на выбор: разные дороги, дорожки или тропинки, которые насыщены препятствиями, соблазнами; в ряде ситуаций мы стоим перед дилеммой, по какому пути идти добра или зла. И Господу, разумеется, известны все эти запланированные Им варианты, которые Он нам предоставляет. Но выбор из них всегда остается за нами. И что именно мы выберем Богу заранее неизвестно.
А вот еще слова, заставляющие задуматься: «Все люди из праха: но по всеведению Своему Господь положил различие между ними и назначил им разные пути: одних из них благословил и возвысил, других освятил и приблизил к Себе, а иных проклял и унизил и сдвинул с места их. Как глина у горшечника в руке его и все судьбы ее в его произволе, так люди в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему» (Сир.33:10-13). О чем говорят эти слова? О том, что Бог от начала предопределил одних людей к одному виду испытаний, а других к другому. Чем руководствуется Бог в этом предопределении? Кто бы знал... |